Улицы Сан Франциско

Jul 30, 2015 02:16

Неблагодарное это занятие, писать про Сан Франциско в то же время, когда varlamovru шлёт оттуда по три поста в день, но я всё же попытаюсь. Ведь материал остался, а завтра утром я уезжаю в следующую поездку. Тем более, что большинство из того, что я тут сейчас напишу Илья пропустил, бегая по высокотехнологическим офисам...



Итак, улицы Сан-Франциско...

* * *

Самое интересное и прекрасное открытие, которое я для себя в этой поездке сделал - это парклеты. Parklet - игра слов, и "маленький парк" и "парковка" одновременно. Выглядят они примерно вот так:



Это только с виду уличное кафе. На самом деле, это - общественный парк, занимающий одно или несколько парковочных мест. В данном случае, он действительно расположен напротив кафешки, и посетители могут посидеть тут с чашечкой кофе. Но так же этим местом могут воспользоваться и простые прохожие.

За счёт пары-тройки парковочных мест, район получает отменную пешеходную инфраструктуру, и точки притяжения. В городе, где большинство троуаров весьма узкие, это прекрасный обмен.



Идея парклетов зародилась здесь в Сан Франциско, в 2005 году. Тогда компания Rebar решила сделать небольшой флэшмоб - устроить коммунизм маленький парк в отдельно взятой парковке. "Автовладельцы платят городу копейки, чтоб арендовать землю в виде парковочных мест", подумали они. "Почему же нельзя делать то же самое без машины?.."

И в ноябре 2005 года они так и сделали. Они разбили на отмеченном месте газончик, поставили дерево в горшке, и каждые пару часов подкармливали пакромат мелочью. Прохожим очень понравилась такая идея, и вскоре акции стали проводить по всему городу (и в других городах!) каждый год - это мероприятие называется "PARK(ing) Day" - его устраивают в третью пятницу сентября.

Вскоре городские власти заметили успех этих маленьких парков, и в 2010 году решили внедрить их на более постоянной основе - программу назвали "Pavement to Parks" ("мостовую - в парк"). Выбрали пробные объекты, и на них поставили более-менее постоянные мини-парки.



Как правило все парклеты имеют несколько общих характеристик:
  • Они поднимают уровень проезжей части до уровня тротуара.
  • Они отгораживают проезжую часть от части которая смотрит на тротуар, это помогает защитить людей, гуляющих в таких парках от машин.
  • Парклеты являются полу-постоянными инсталяциями, но если надо (например, снег пошёл), их довольно легко будет убрать или сдвинуть.
  • Они открыты для всех посетителей.



За пять лет программы, по всему Сан Франциско расплодилось очень много таких вот парклетов:



В других городах они тоже стали появляться, но Сан Франциско - безусловный лидер в этой сфере.

Дети любят играть на парклетах, ведь они сравнительно новые, необычные и часто напоминают детские площадки..



Это кусочек очень длинного парклета в центре. Его спонсирует Audi

* * *

В Сан Франциско своеобразная архитектура. Посморите на эти домики:



Мало того, что они все одинаковые (только покрас у каждого авторский). Они прекрасно демонстрируют любовь к выпуклостям. Гостинная обязательно должна выпирать, чтоб из её окон можно было смотреть в разные стороны.

А ещё тут очень любят всякие остроконечные башенки и крыши. Посмотрите, когда эти дома подростут, они станут страшными средневековыми замками. А пока - они маленькие и симпатичные.



* * *

Неоднократно говорил, что в Сан Франциско целых три типа трамваев. Есть историческая F-line, есть ещё более историческая канатная система... А есть вот такие просто трамваи Muni. Они достаточно симпатичны, но особо ничем не примечательны...



Хотя нет! Они примечательны тем, что в некоторых местах ходят внутри туннелей.

* * *

А ещё в Сан Франциско открылся общественный велопрокат. Ему уже почти два года (работает с августа 2013 года).



Последний раз, когда я был тут, его ещё не было.

* * *

В Сан Франциско одна из крупнейших и активнейших общин сексуальных меньшинств в США. Особенно это чувствуется в районе Castro - тут по всюду вывешивают радужные флаги.



Флагов мало, надо было ещё про член пошутить...

На фасадах стрит-арт, празднующий легализацию однополых браков. И никто это и не думает замазывать или портить.



В тротуары Кастро вмонтированы плиты в стиле голливудских звёзд. Только тут автографов нету, и тематика особая - на плитах деятели, сделавшие вклад в борьбу за права секс-меньшинств.



Ещё, на главном перекрёстке Кастро, пешеходный переход окрашен в цвета радуги.



* * *

Здесь вообще любят украшать и помечать свои улицы. Вот например, посмотрите - окрашеные полосы Маркет Стрит: красная - для такси и общественного транспорта (именно тут ходит F-line); зелёная - для велосипедистов.



В тротуарах, на углах перекрёстков, штампуют названия улиц. Чтоб не надо было голову от телефона отрывать, пока гуляешь по незнакомым местам. Стрельнул глазами чуток в сторону, и знаешь название улицы.



Знак Стоп тут тоже дублируют на земле - прямо посреди проезжей части.



* * *

Помимо городских властей, местные художники тоже любят позабавиться. За частую на тротуаре под ногами находятся вот такие шедеверы...



Или такие - тут техника на высоком уровне.



* * *

Хотя ладно с ним с полом. Тут на стенах тоже полно искусства. Замечательный стрит арт.



Вот например работа Miss Van. Одна из расписаных ей стенок выставляется этим летом у нас на Кони Айленде (правда в мой пост не попала).



Художества тут не только на стенах - бывает и на машинах можно увидеть.



* * *

Но на стенах всё равно больше и разнообразней. Есть например целая аллея - инкубатор для стрит арта. Называется Clarion Alley в районе Misson. Там на входе симпатицный мишка в кедах нарисован:



Интересно, что когда я на эту аллею впервые набрёл в 2009 году, он там тоже был, но немного другой. Вроде как это - местный талисман.



В аллее этой очень интересные работы попадаются, хотя много и посредственных вещей.



Может быть именно здесь оттачивает своё мастерство следующий Бэнкси...



А вот стену подготовили под работу - скоро тут что-то новое появится, а пока просят не гадить.



* * *

Сан Франциско - невероятно холмистый город. На заглавной фотке к этому посту один такой холм. Но он отнюдь не уникален. Есть много мест, где тротуары сделаны в форме лестниц, а машины должны при парковке выворачивать колёса, чтоб не дай бог не уехать.



* * *

Знаменитое пересечение Хейт и Ашбури. В 1960-е года тут был эпицентр культуры хиппи. Сегодня в этом районе множество дорогих second-hand и прочих магазинов. Иногда даже старые хиппи встречаются.



* * *

Неподалёку предлагают медицинскую марихуану (она в Калифорнии легальна). Заходите - доктор вас сразу примет, и всё что надо выпишет, а мы вам тут же это продадим!



Интересно, они принимают страховки?..

* * *

Напоследок - вот место на Embarcadero, где постоянны выставляются статусные проекты с Burning Man. Когда-то давно, тут стояла ретро-футуристическая ракета, от которой в 2009 году все ждали что она вот-вот взлетит (этого не произошло). Сейчас на этом месте инсталляция "Soma" группы Flaming Lotus Girls. Говорят она интерактивная, но сколько я кнопочки не нажимал, ничего не произошло. Может она после заката работает?



art, сан франциско, калифорния, заметки, travel

Previous post Next post
Up