МИР ВЕЩЕЙ……… часть…… Тумбы при тротуарах. Чугунные и каменные тумбы. Колёсоотбойные тумбы.
.
"Я как петербургская каменная тумба"- Анна Ахматова.
И по традиции: круглый и прямоугольный люки колодцев для ливневых вод и угловая тумба для защиты угла цоколя здания от транспорта. (Италия). Как говорится: «три в одном». К сожалению, тумба вместе с цоколем вросла в землю. Угловую тумбу в полный рост можно увидеть в ЖЖ:
http://strrrangerrr.livejournal.com/2007/05/06/ ПОПАЛ ПОД ЛОШАДЬ
Вчера на площади Свердлова (а по другой версии на Семёновской площади) попал под лошадь извозчика № 8974 гр. О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом.
- Это извозчик отделался легким испугом, а не я,-ворчливо заметил О.Бендер.- Идиоты! Пишут, пишут - и сами не знают, что пишут.
«Двенадцать стульев» 1956 г. изд. Илья Ильф, Евгений Петров. (Стр. 41 из 62).
Увы, не каждый пешеход мог отделаться легким испугом, статистика - наука строгая. В истории человечества - эта одна из печальных страниц. Под колесами гужевого транспорта, под копытами лошадей, а ныне автотранспорта погибло и продолжает гибнуть больше народа, чем от локальных войн. И не смотря на науку, точных цифр назвать никто не сможет. Когда-то давно, теперь уже можно сказать в прошлом веке, довелось мне недолго жить в Париже, на улице Аргентина. В начале её установлен памятник первому пешеходу, попавшему под колеса автомобиля. Мы не знаем, кто первым попал под колеса повозки или колесницы. Это случилось очень давно. Ученые спорят, когда и у кого появилось первое колесо, когда и кто приручил лошадь, осла и других домашних животных. С каждым годом эта дата отдвигается в глубь веков. Однако мы знаем, что первыми современные дороги стали строить римляне. И не просто дороги. Строились мосты, устанавливались верстовые столбы, указатели, покрытие дорог было капитальным с необходимым водоотводом, с уклонами и разворотами. Дороги строились по нормативам. Они обеспечивались охраной, источниками воды. Вдоль дорог сооружались таверны и постоялые дворы. С развитием городов проблема защиты пешеходов стала еще актуальней. И опять, римляне были первыми. Разработаны и приняты Сенатом законодательные акты, регулирующие эти вопросы. Многие улицы и центральные площади были закрыты для транспорта. (Тогда и появились носилки для пожилых и больных - смотр. книгу Кнаббе). На тех же улицах, где движение сохранялось, появились тумбы. Так как это отдельная тема, выходящая за рамки настоящего сообщения, этим и ограничусь. Наша тема ограничена Россией (в границах империи) последних 250 лет. Европейски образцы тумб приведены лишь как дополнительная иллюстрация, их разнообразие и количество для меня неподъемно. Мои комментарии изложены в аннотациях к фотографиям.
Что бы облегчить себе задачу в не очень интересном, но необходимом для изучения городской среды материале, привожу несколько выдержек из специальной и мемуарной литературы. Итак, замечательный российский архитектор С.С.ОЖЕГОВ.
Глава VII. «Принципы типизации в архитектуре малых форм, элементов городского благоустройства, дорог и придорожных сооружений в конце XVIII- первой половине XIX века»
Стр.131. …… Многочисленные почтовые дворы, верстовые и указательные столбы, шлагбаумы, полицейские и солдатские будки, фонари, столбы у тротуаров, обелиски у застав, уличные мостовые и ряд других сооружений, возводившихся по типовым проектам, в огромной степени влияли на формирование характера «ампирного» облика не только русских городов первой половины XIX в., но и пейзажа, прилегающего к почтовым трактам. «Столпы заставы», «версты полосаты», «будошники» с алебардами у своих будок, «неповоротливый инвалид» у полосатого шлагбаума, почтовые станции - все это непременные детали, без которых не обходится ни одно описание российских городов у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и их современников.
Стр.134. ….. В «Путешествии Онегин» Пушкин описал мощение Одессы. Он же в неоконченных заметках «путешествие из Москвы в Петербург» восхищался новым благоустроенным трактом между столицами.
Многочисленные типовые проекты элементов городского благоустройства издавались печатным способом и рассылались на места. Так же, как и типовые проекты жилых и казенных зданий. Чертежи сопровождались описаниями, большинство которых было впоследствии опубликовано в Полном собрании законов Российской империи. К 1805 г. Относится чертеж «каким образом обсушивать городские улицы», представляющий собой типовые профили улиц для провинциальных городов. В том же 1805 г. Были сделаны (но утверждены лишь 1817 г.) проекты верстовых столбов, указателей, шлагбаумов, надолбов, полицейских и солдатских будок и т.д.
Стр.135. …. Значительный интерес представляют также типовые проекты тротуаров и мостовых в Петербурге, изданные в 1816 и 1826 гг.
По проекту 1816 г. Тротуары строились вплоть до революции не только в Петербурге, но и в Москве и в ряде других городов.(рис 67).
До сих пор еще на некоторых улицах Москвы можно найти чугунные и каменные тумбы, сделанные по этому проекту. Тумбы изготавливались централизованно и продавались населению для установки перед домами.
Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в Росси в XVIII-XIX веках. - Москва. Стройиздат, 1984. -168 с., ил.
И другая выписка:
"Я как петербургская каменная тумба", - сказала как-то Анна Андреевна З.Б. Томашевской, своему давнишнему другу, дочери известного пушкиниста. Каменные и чугунные тумбы стояли раньше у ворот почти каждого дома, кое-где остались и до сих пор - невозможным оказалось их уничтожить, вывернуть из земли. Вот такой запас своей несокрушимой внутренней прочности и имела в виду Анна Андреевна, прибегая к этому горько-ироничному сравнению.
Ирина Муравьева. «Анна Ахматова и документальное кино» Тайны ремесла. Ахматовские чтения.
Вып. 2. М., 1992. С. 148-157. Полностью текс можно посмотреть на сайте:
http://www.akhmatova.org/readings/vypusk2/muravieva.htm.
Рис 1.Типовой проект тротуаров для Петербурга 1816г. Репродукция из книги: Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в Росси в XVIII-XIX веках. - Москва. Стройиздат, 1984. -168 с., ил. (Стр. 138)
К сожалению, репродукция не достаточно четкая и требуется пояснения:
В верхнем левом углу сечение по тротуару с каменной тумбой. В правом углу аналогичное изображение с чугунной тумбой. На поперечном разрезе с видом на фасады дан ряд тумб с интервалом в 1.5 сажени, обычно предписывался шаг в 1 сажень. На плане и на поперечных сечениях предлагается выполнять отмостку из булыжника, покрытие тротуара из каменных плит, и далее ряд тумб на границе тротуара и дороги. Профиль улицы выполнялся с необходимыми уклонами для поверхностного сбора ливневых вод или по центру дороги (крайне редко), или с устройством дренажных канав на стыке тротуара с дорогой. Тумбы устанавливались на краю тротуара, по углам въездов во двор, у углов проездных арок и во всех местах, где требовалась защита зданий от транспорта.
Рис 2. Любимый тип чугунной тумбы. В простонародье «ГРИБ». Вещ ныне крайне редкая, так как, не устанавливалась у проездов и у углов и цоколей зданий. Главное предназначение - защита пешехода от транспорта. А еще на ней можно было посидеть (скамейки были только на бульварах и во дворах) и привязывать лошадь.
К моему огромному сожалению, под рукой нет московской тумбы с улицы Обуха. Но клеймо на ней, Мальцевского завода можно посмотреть здесь:
http://www.archeologia.ru/Library/Book/2035a5646a32/page16 . На фасаде одного из московских зданий есть(?) шляпки этого типа тумб. Их вмонтировали слева и справа от парадной двери, как декоративный фрагмент. По памяти я не могу указать адрес (часть моего архива утрачена, а сохранившееся не доступна).
На фотографиях под номерами 2 и 3 саратовская тумба с городским гербом: Утвержден 23 августа 1781 г. Описание герба: "В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами" подробнее, смотри на сайте:
http://heraldry.hobby.ru/blazon/saratov.html Фотография под №4 - этот же тип тумбы, но ножка полностью в земле. Инициалы «ЯК» возможно, означают Ярославль-Кострома или ЯКОВЛЕВ (известный завод - смотри книгу М.Б.Чернышева).
-адрес фотографии с сайта: Альбом Лючки» , автор альбома « lookall»
http://fotki.yandex.ru/users/lookall/view/15987/ Рис 3. Конусные чугунные тумбы, строги и величавы. По мнению автора книги: «Чугунное литьё в русской архитектуре. - Государственное издательство архитектуры и градостроительства» - Москва. 1951 г. Соболева Николая Николаевича автором этих тумб является архитектор О.И.БОВЕ.
На фотографии № 5 кишиневская тумба - Осколки Старого Кишинёва... с сайта Кишинёв
http://forum.md/Theme.aspx?id=131 автор
space Фотография №6 -питерская тумба с сайта
Петербург глазами Дедушки Петербургского http://gen-shu.ru/category/peterburg Под №7- московская тумба из книги Н.Н.Соболева (рис.151).
Одесские тумбы можно посмотреть в ЖЖ
http://al-nktn.livejournal.com/9448.html Рис 4. Под номером 8 итальянская чугунная тумба. Под номером 9 другой тип защиты углов проездных ворот, одновременно они ограничивали открывание ворот наружу, что могло привести к повреждению внутренней четверти арки и полотен ворот. Иногда устраивался дополнительный ограничитель по центру проезжей части ворот, но о них в другой главе: «УЛИЦА…….».
Под номером 10 чугунная тумба из Кишинева. Автор снимка автор
space. В отличие от приведенной выше, конусной, эта возможно польского происхождения. На другой фотографии этого автора есть фабричная марка на пожарном гидранте, внешне схожем с тумбой: «РУДЗКIЙ и К ВАРШАВА»
Рис 5. Под номером 11 замечательная гранитная конусная тумба по типу близкая к чугунным с рис 3. К моему огорчению адрес фотографии затерялся, при возможности восстановлю.
Под номером 12 итальянская гранитная тумба, большая часть которой ушла под землю.
Под номером 13 киевская тумба с сайта ТРИБУНА. Статья Киев б/у
http://www.tribuna.com.ua/articles/history/112756.htm Рис 6. Въезд в московский двор. Фотография приблизительно 1945 года. Но и значительно позже множество московских улиц сохраняли булыжную мостовую, простые конусные гранитные тумбы, чугунные водосточные люки с дореволюционной символикой , водоразборные колонки, и многое другое. Все это было и на моей родной Суворовской улице. А вот воспоминания Бориса Маркуса "Московские картинки 1920-х - 1930-х г.г." Мостовые и тротуары
http://www.wmos.ru/book/detail.php?PAGEN_1=64&ID=3540#nav_start :
Мостовые и тротуары
Асфальтированными в Москве в двадцатые годы были только центральные площади, да некоторые главные улицы в центре. А так все больше булыжные мостовые были. Даже на довольно значительных улицах, вроде Садового кольца, многих улицах между Садовым и Бульварным кольцами, а уж о переулках и тупичках и говорить не приходилось. За Садовым кольцом лишь самые главные магистрали, вроде 1-й Тверской-Ямской, были асфальтированы. Со временем некоторые покрывались сплошным ковром асфальта, высыпаемого из больших котлов и разглаживаемого на месте большими катками, ручными, а позднее и авто-катками. Другие, более значительные, наверное, выкладывались квадрами или шестигранниками литого асфальта. Результат получался почти одинаковый: и то и другое асфальт, но лить по месту было хлопотнее и создавало дополнительные трудности: требовалось устанавливать специальные котлы для варки асфальта, что страшно отравляло воздух.
Некоторые улицы, особенно на крутых склонах, вроде Кузнецкого моста, или проезжих частей Рождественского и Петровского бульваров, вроде Народной улицы и всех, кто круто спускался к рекам, мостили не булыжником, а каменной брусчаткой. Получалось сравнительно ровно, но конечно, с гладкой поверхностью асфальтированных улиц даже сравнивать было невозможно. Особенно мне нравилось покрытие на Кузнецком мосту. Сюда я приходил ежедневно по будням, пока учился. Ведь наш Архитектурный институт размещался совсем рядом, на Рождественке. Так весь Кузнецкий был вымощен брусчаткой. И не простой, а разноцветной, из разных пород камня. Особенно после дождя, когда каждый брус был вымыт струями воды, мостовая бывала неотразима. Она переливалась всеми цветами радуги. Замечательно.
Тротуары на некоторых улицах были плиточные - из крупноразмерных каменных плит. Многие же были залиты асфальтом, имеющим по краям бордюры из гранитного камня. А на окраинах в многих местах сохранялись долгое время и грунтовые дороги и не благоустроенные дорожки вдоль домов. Это на окраинах, вроде Шелепихи, Сокольников, Измайлова, Кожухова и многих других, которые напоминали скорее загородные поселки, чем городские улицы. Но их вскоре тоже превратили в настоящие, замощенные.
С давних времен сохранились на некоторых улицах и особенно в переулочках - арбатских, пречистенских, замоскворецких и им подобных - тумбы при тротуарах. Здесь было много купеческих и дворянских особнячков, имевших в старые времена собственные выезды. Вот и сохранились здесь такие анахронизмы - тумбы. Тумбы бывали и каменные гранитные в виде обрезанного сверху конусообразного валуна, и чугунные, завершающиеся узорчатым вроде неразвернувшегося цветка, чем-то вроде сидения. Думаю, что тумбы эти, видимо, нужны были, чтобы экипажи не въезжали на тротуары. Да и привязывать лошадей извозчики вполне могли.
Рис 7. Старая РИГА. Гранитные тумбы по углам проездной арки. Возможно, перетёсаны из более древних архитектурных деталей (КОЛОН). Иногда в качестве тумб использовали негодные чугунные пушки и мнг. дрг. Адрес фотографии
http://www.foto.autoglory.ru/gallery/2006.12.15_Riga/original/138.html Рис 8. Проездная арка перед центральным входом в театр. Италия. Тумбы из мраморовидного известняка. Конечно, они менее прочные, чем гранитные. Время «дикой» езды прошло. Так, что это скорее дань традиции.
Рис 9. Арочный проезд в летнею резиденцию ПАПЫ РИМСКОГО. Тиволи. Италия.
Два гвардейца и две гранитные тумбы у парадного въезда. Гвардейцы хороши, да и тумбы с цепью великолепны. Символ власти и традиции!
Рис 10. Проездная арка в Кишиневе. По внутренним углам четыре тумбы О.И.БОВЕ. На три четверти высоты вросли в землю. Фото
space.
Рис 11. Петербург. Певческий мост через р. Мойку. Автор архитектор В.П.Стасов. Ограждение тротуара от проезжей части начинается от чугунной тумбы. Интересно, что киевская гранитная тумба выполнена в той же архитектуре. (Смотр. Рис 5, фото №13). Фотография фрагмента моста из книги Н.Н.СОБОЛЕВА.
Рис 12. КИШИНЕВ. Чугунные тумбы по углам ворот. Автор снимка
space.
Рис 13. Италия. Проезд по узким улочкам европейских городов для тяжелого транспортна, ограничивался чугунными столбикам, а на ночное время иногда закрывался цепью. Как мы знаем из литературных источников, в России улицы перекрывались на ночь «рогатками». Но это было очень давно.
Рис 14. Петербург. Ограждение тротуара перед оградой Аничкова дворца. Арх.К.И. РОССИ. Тумбами эти столбики не назовешь. Они прекрасно дополняют основную ограду, подчеркивая целостность всего дворцового ансамбля. Фотография из книги Н.Н.СОБОЛЕВА.
Рис 15. Москва. Кузьминки. По проекту Д. Жилярди главная въездная Липовая аллея усадьбы на всем протяжении (около 800м) была украшена чугунными тумбами с двойными цепями. Фото с сайта:
http://www.arhikuzminki.narod.ru/images/kuzminki/4vore.jpg Рис 16. Монако. Монте-Карло. Ограждение парадного двора. Ну что тут добавить. Весь ансамбль площади объединяют единообразные по стилю тумбы с цепями, скамейки, фонари, чугунные вазы для цветов, флагштоки и многое другое. Эту площадь, этот город - государство не спутаешь с другими.
Примечания: Основные ссылки даны в тексте и аннотациях к фотографиям.
Во всех случаях, где не указан автор фотографий, или их источник, фотографии мои, пользуйтесь при необходимости, желательно ссылаясь на автора.
Некоторые дополнительные ссылки:
Ожегов Сергей Сергеевич,
http://www.gardener.ru/page_1011.html ОДЕССКИЕ МОСТОВЫЕ на сайте
http://www.palariev.sitecity.ru/ltext_0412012029.phtml?p_ident=ltext_0412012029.p_0510213811 На рисунках под номерами 2,3,4,5 фотографии размещены на фоне дорожных покрытий. Булыжная мостовая из горда Плесс. Брусчатка и покрытие из плит из Италии. Варианты кладки мостовых можно посмотреть здесь:
http://diorama.ru/library/ww2-museum/su-city/005/ Цитируемый текст выделен, синим цветом.