Фото -7. Общий вид храма по состоянию на момент данной публикации. Увы, скромное формы и отсутствие декора, в совокупности, не производят впечатления древнего сооружения.
Ответить на вопрос о времени сооружения, существующего ныне храма не просто. В современном государстве Израиль не сложилась реставрационная школа. Отдельные удачные примеры являются многолетним трудом иностранных, уважаемых университетов и францисканской школы. Все остальные объекты, и пользователи памятников, включая «произведения» Управления древностей государства, проводят так называемую «консервацию». Её суть в перелицовке каменных стен без детального их исследования. С последующей расшивкой и затиркой швов, зачастую с большим процентом цемента. «Прочитать» кладку в этом случае невозможно. Именно это мы и видим в нашем случае, по результатам работ 1969-1970 гг. К сожалению, подробный отчет о работах для меня не доступен. Краткий, предварительный документ опубликован - Economopoulos, A., ''Fresh Data Resulting from the Excavations in the Church of the Monastery of the Holy Cross'', Pages 377-390 in Actes du Xe Congrès International d’Archéologie Chrétienne. Vatican / Thessaloniki: 1984. ( В центральной Иерусалимской библиотеке имеется экземпляр, к сожалению, пока я не смог с ним ознакомится, но мнение Я.Чехановец о его содержании не утешительное).
Очень коротко, (Ну, как получится) чисто теоретически, исходя из имеющихся публикаций и визуального (с ограниченной возможности осмотра) обследования, можно укрупнено представить основные строительные этапы памятника. От первоначальной византийской базилики сохранилась тройная абсида и частично план храма. (О мозаике ниже). Имеется большое количество аналогичных примеров, как на территории Израиля, так и в Иордании, Сирии, Ливане. (Один, из множества примеров-
http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/593276). Традиционные несущие колонны были использованы в других постройках. (К, примеру, при раскопках в Кафизме, был найден только один фрагмент от основных колонн). От колонн северных, южных и западных галерей второго уровня (Хор) сохранилось одна, собранная вторично колонна, на кровле монастыря и несколько цилиндров и их фрагментов во дворах. (Инвентаризация всех архитектурных деталей позволила бы дать более полную картину). Наличие в западной стене трех дверных проемов также свидетельствует в пользу древности плана. Предположительно, глава отсутствовала. Подклети сильно перелицованы, возможно, на самом нижнем уровне сохранились византийские водосборные цистерны. В иконографической программе фресковой живописи, этот период представлялся (В редакции 12-17вв.) изображениями Петра ИВЕРА и грузинских царей Мириана и Вахтанга Горгасала. В византийский период, скорее всего, в интерьере, стены были украшены мозаикой. В, плане строение представляло собой вытянутый прямоугольник, с встроенной в него тройной абсиды. Центральная абсида не имела свода, все здание, скорее всего, было перекрыто деревянными конструкциями. Глава возможно отсутствовала. Каменный крест (Возможно в нимбе) мог быть установлен на треугольном фронтоне.
Второй этап возобновления монастыря и храма относится к первой половине 11-века, осуществляемого на средства царя Грузии Баграта-4 (Его изображение находилось в одном ряду с царями Мирианом и Вахтангом, и как сообщают очевидцы, создано одновременно) под руководством монаха Георгия-Прохора Шавшели. Инициаторами и идеологами возрождения обители явились афонские отцы Св. Евфимий и Георгий. Русский паломник 12 века, игумен Даниил в своей повести «житие и хождение…» сообщает: «….. церковь большой высоты…. вся хорошо расписана…» (1104-1107 гг.)
Не углубляясь в технические подробности, можно отметить, что именно этот храм, с определенными перестройками и перекладками части конструкций, мы видим сегодня. Это крестово-купальная постройка, удлиненная в плане, с тройным входом из помещения притвора.
Над северным и южным нефами, вместо хор, устроены сводчатые помещения, с окнами, выходящими в интерьер храма. Подобные помещения, в разные исторические периоды, использовались по-разному. Они не затрагивают основной объем. Окна, в торцевых стенах, обращены к иконостасу. Входы с плоских кровель. Интересно, что последние два года своей жизни, царица Тамар, провела в келье, окно из которой, выходило в храм. Естественно, напрашивается аналогия, что данные помещения предназначались для почетных посетителей. В, более поздние времена, в них устраивали приделы или часовни.
Над боковыми абсидами, также устроены келейки. Как правило, они были без окон. В нашем случае, сегодня, они существуют, но необходимо отметить, что эти участки полностью переложены. В смутные времена, во многих храмах христианского мира, они служили тайными ризницами и библиотеками. В ход в них был через потаенные, скрытые двери. О предполагаемом устройстве главы я писал выше. Реально, об иконографической программе этого периода мы ни чего не знаем. Большинство исследователей относят время создания фресок (их окончание) к 1643 году.
В 1187 году, султан Саладин (По происхождению курд) захватил Иерусалим.
А уже в 1192 году, царица Тамар направляет представительную делегацию во главе со своим министром Шота Руствели, для защиты христианских святынь и экономических интересов Грузии на Святой Земле. Значительные средства и видимо не малая воинская охрана сыграли свою роль. Естественно, что проживая в официальном представительстве Грузии (Подворье), Св.Креста, может быть даже в одной из указанных выше кельи, Руствели внес вклад в «подновление» живописи храма и всего монастыря. В поминальных книгах монастыря, в числе 300 основных жертвователей (Среди которых были имена и многих влиятельных крестоносцев) упоминается человек, занимавший должность, аналогичную той, что занимал Руствели. По датам и другим признакам, исследователи связали эту запись с Шота Руствели.
В 1273 году, непримиримые мамелюки превратили храм в мечеть.
В 1305 году Давид 8 - царь восточной Грузии добился возвращения монастыря ГРУЗИИ.
Исследователь Метревели, считает, что фрески храма были восстановлены в 1305 -1341 годах на средства царя западной Грузии Константина-3. Предполагается, чисто теоретически, что часть этих фресок сохранилась до наших дней.
О третьем, этапе постараюсь рассказать ниже.
Фото -8. На левой фотографии (под №1) мы видим фрагмент византийской мозаики пола южного диаконника. Справа, (под №2) один из многочисленных аналогов этого типа мозаики. Опираясь на расположение фрагментов и их рисунок, Василиос Цаферис пришел к выводу о сохранившемся первоначальном плане византийской базилики 5-6 веков в структуре храма 11века. Простая мозаика в центральном нефе, с диагональным рисунком заключенная в традиционный фриз, по своей «гравюре» может быть отнесена к византийскому времени. Вопрос о том, сколько раз она перекладывалась, с использованием старых тессоров, можно решить после ознакомления с полным отчетом о последней реставрации. В боковых нефах, встречаются обрывки сюжетных гравюр. Их расшифровка в нынешней обстановке мало перспективна. Вдоль стен притвора сохранилась простая мозаика из крупных тессоров. Аналогичная есть в нижнем дворе.
Фото -9. Перед солеёй расположена цветная мозаика. Так она выглядит после последней реставрации. (УВЫ). Её датируют, по-разному опираясь на стилистические, технические и иные особенности. При этом не учитывается тот факт, что ВСЕ известные византийские мозаики сохранились до нашего времени под толстым слоем завалов и раскрыты археологами через 1500-2000 лет после своего «погребения». В нашем случае мы имеем дело с памятником, находящимся в постоянном пользовании как минимум 1500 лет. В таких условиях, мозаика могла сохраниться, только под несколькими слоями других полов, перекрывших её. И опять мы упираемся в полный отчет. А вот по «гравюре» у нас больше информации. Прежде всего, аналоги основного геометрического поля. Их множество. Это мозаики византийского периода из Шавей - Цион (самая древняя и более правильная геометрия), Мамшита, Маале-Адумим, Наарана. Хорват Брахот и из другого грузинского монастыря по публикации КОРБО -
http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/591679 Можно посмотреть статью: Л.А. МАЦУЛЕВИЧ «МОЗАИКИ БИР-АЛЬ-КУТА И ПИЦУНДЫ»
Вся сложная геометрия и рамочные фризы традиционные, византийские. Внутренний широкий фриз с черным фоном и травным рисунком также известен. Остается вопрос, когда и сколько раз он перекладывался. Заполнение «медальонов» отличается по почерку от основного рисунка мозаики
Фото-10. Вот такая интересная птица. Фактически лубок. Такое изображение могло быть и на камне и не металле. Сомнительно, что после превращения храма в мечеть подобное изображение могло существовать. Композиции: «Четыре медальона и пятый в центре хорошо известны», но они далеки от нашего случая. В четырех медальонах мы видим изображение «ФЕНИКСА» символа «ВОЗРАЖДЕНИЯ» а в нашем случае это 14 век. (Аналог из альбома Виктора Качалина
http://fotki.yandex.ru/users/victor-kachalin/view/668464/?page=7). К сожалению, что в центральном медальоне, пока не установлено. Вопрос с датировкой мозаик храма требует трудоемкого исследования, выходящего за рамки нашей основной темы.
В предварительной редакции, опустив информацию, усложняющую пост, и без того плохо вписывающийся в рамки живого журнала, первая глава завершена. Предыдущию часть смотри:
http://levakov.livejournal.com/70249.html