МИР ВЕЩЕЙ…. Электричество в домашнем обиходе.

Nov 11, 2007 23:31


МИР ВЕЩЕЙ…. Электричество в домашнем обиходе.

Первый вопрос, при знакомстве с предметами из этой коллекции вполне естественный. А для чего? Что это и кому это нужно? Попробую ответить. Нет, это не коллекционирование в привычном значении этого слова. При работе по изучению и реставрации памятников истории и культуры, архитектурных ансамблей, организации музеев - заповедников и особенно историка - мемориальных объектов, крайне необходимо добиться «эффекта присутствия». Позволить человеку перенестись в другую эпоху, понять, как жили, думали, творили и просто проводили свободное время наши далёкие и не очень далекие предки. Иногда это удаётся художникам театра и кино. Часто они работают в подлинных интерьерах, но в основном это бутафория, сделанная по сохранившимся образцам или документам. В западной Европе это проще. Вспомните сериал «Чисто английское убийство».

Городки и деревушки как бы застыли во времени. 400-500 лет всё на своем месте. Дома, улочки, и снаружи и в нутрии всё такие же……. Порой даже трудно поверить. В тех странах, где за последние 100-150 лет некоторые исторические города сильно пострадали во время войн, всё, буквально всё восстановлено с документальной точностью. Иногда, бывшие промзоны, так же «застраивают» стилизуя под соседние сохранившиеся районы. Это делается с целью сохранения образа старого города. ( О том, как, добиваются таких результатов, я постараюсь рассказать в другой раз). В России и некоторых других странах эта культура угасла. И не удивительно, ведь 70 лет разрушали «Старый мир до основания….». Вот поэтому и собираются историками, краеведами, реставраторами……. « Осколки былой роскоши».

Так, что, в принципе, понятно назначение предложенной коллекции. Таких тематических собраний и направлений было несколько. Это: «Художественный линолеум в жилом интерьере сер. 19-нач.20вв.», Паркет 18-19вв., Обои, Печи и печные изразцы, Печные приборы, Столярные и скобяные изделия 17-20вв., Лепнина, Светильники и фонари, водосточные трубы и детали кровель, решетки и ограды, булыжные мостовые и придорожные тумбы, крышки люков….. и всего не перечесть! Как правило, в подобных тематических собраниях, меньшая часть является предметной, а основной материал представлял собой фотографии, выписки из архивных источников, обмерные чертежи отдельных предметов из фондов музеев и исследуемых памятников архитектуры. О собирательной работе в период трагической гибели старой Москвы и тематических коллекциях, как вспомогательном материале, необходимом при изучении и реставрации памятников истории и культуры, постараюсь рассказать отдельно, небольшими главами. Ну а теперь фотоматериалы. (Большинство фотографий с моего любимого и не заменимого сайта- проект "АртАнтик", http://www.artantique.ru/ Антикварный салон Артантик)



Фото № 1. Моя первая тематическая коллекция электрофорнитуры, с 1994 года, находится в музее - заповеднике «Коломенское». Всё, что вы видите, кропотливо собиралось в разрушаемых домах в районе Швивой горы, Гончарной слободы, Замоскворечья, Немецкой слободы в течение 10 лет. Как Всё меняется в нашей жизни. Сегодня такую коллекцию в виртуальном варианте можно собрать за один час в Интернете и даже при желании купить в сети Артантик. С книгами трудней, были куплены в маленьких буках на старом Арбате. Сегодня то же возможно приобрести. Но дороже…


Фото № 2. Рельеф с изображением Эхнатона (он же Аменхотеп IV) и Нефертити, совершающих жертвоприношение АТОНУ, изображение на камне из храма Атона в Ахетатоне. Божественные супруги, возложив на алтари цветы лотоса, обращаются к БОГУ-СОЛНЦУ, воздев руки с небольшими кувшинчиками. Возможно, это и есть «Багдадский элемент» (названый так по месту находки, но, похоже, что не единственный). А проще ЭЛЕКТРОБАТАРЕЯ. Специалисты давно обратили внимание на археологические артефакты (как правило, предметы прикладного искусства), имеющие тонкое золотое или серебряное покрытие. Объясняли этот факт использованием ртути (способ хорошо известный и вполне правдоподобный, учитывая наличие значительного количества её в красной глине из которой изготовлялся сырцовый кирпич), однако есть сторонники электрохимического способа. Многие пошли еще дальше, объясняя отсутствие копоти от факелов и масляных ламп в тёмных лабиринтах пирамид и храмов, стены и потолки которых покрыты сплошным ковром рельефов, живописью и надписями, использованием электричества. (Другие их опровергают, где золотая середина и что такое истина? - вопрос без ответа). О новых (и не очень) открытиях в истории науки и техники сегодня появилась масса печатных изданий и предметнотематических сайтов в СЕТИ. Надо только отметить, что громадное количество неопознанных артефактов хранится во вспомогательных фондах музеев и складах археологических экспедиций. Так, что открытия еще впереди.



Фото № 3. Ну вот, из далеких тёмных веков, перенесёмся в наше время. Как не был долог и тернист путь электричества к обывателю, фактически энергия электричества вошла в обиход человечества всего лишь 120 лет тому назад. Вошла??? О, нет, ВОРВОЛАСЬ, стремительно, необъяснимо быстро заполонив собой буквально все фазы жизни ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! В науке существует такое понятие, как «БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ». Однажды, в моём далёком детстве, я видел в Прибалтике дождь из божьих коровок. Вот это и был биологический взрыв. Благоприятная температура и влажность и наверно еще масса сопутствующих факторов и….. пожалуйста: дождь из божьих коровок. В тиши кабинетов, год за годом, ученый мир готовил блюдо под названием «ЭРА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА». Нет смысла искать, единственного первооткрывателя, тупиковая идея.

Мы получили эту Энергию, но надо быть честными до конца. Мы не знаем и не понимаем её природу. (Субъективное мнение тёмного человека). Получили практически все сразу: телеграф, телефон, радио, кино и телевизор, трамвай, троллейбус и метро. Электромобили и электропоезда. Электрический стул и электрочайник. Когда смотришь каталог электротоваров начала 20 века, поражаешься ассортименту. Такое изобилие и фантазию не встретишь и сейчас. И, что интересно, многие эти приборы исправно работают до наших дней. Я сознательно опустил роль электричества в безумном росте средств производства и товаров потребления. Классики «Марксизма-Ленинизма» давно «осветили» эту тему. (Прошу прощение за каламбур). В рекламных проспектах и сайтах крупных производителей электробытовой техники есть разделы, повещенные истории создания, рекламирования и продажи холодильников, пылесосов, электроплит и всего того, что сегодня наполняет ваш дом. Не будем повторятся.

Наша тема: Человек в жилом интерьере начала 20 века. Так, что появилось в частной квартире раньше всего. Электроосвещение? пожалуй, нет. Человек - частное лицо, более консервативен в своём обиходе, нежели производитель, фабрикант, заводчик. Кроме того электроснабжение квартиры или полностью дома требовали больших материальных затрат и технических возможностей. Не все сразу. К хорошему надо привыкнуть. А вот скажем электрозвонок.   Вещь удобная и не очень дорогая. И радости, сколько приносит по началу. Замечательный подарок. Где-то, я читал, что установленный в одном английском университете более 100 лет назад дверной звонок, работающий от батареи, исправно служит и сейчас. С трудом, но добрались до следующей фотографии.


Фото № 4. Роскошный настольный «контактный прибор» для вызова прислуги или секретаря. Достаточно соединить две головки в поцелуе и сигнал зазвучит... Больше подходит для дамского кабинета или будуара. А возможно и для приглашения супруга. Ведь в стародавние времена супруги имели отдельные спальни, а еще и туалетные комнаты и прихожие, пожалуй, и не дозовешься…….


Фото №5. Настольные кнопки фирмы круга ФАБЕРЖЕ. Да уж…. Пожалуй, и дежурного генерала можно пригласить в кабинет. Предметы для императорского дворца.


Фото № 6. Немного сдержанней, но того же круга предметы. Использован прием механической накатки по серебру под прозрачную эмаль. Такая же технология применялась при изготовлении корпусов карманных часов.


Фото № 7. Закругляясь с фирмами круга Фаберже, привожу фотографию настольной лампы с увеличительным стеклом. Такая же могла использоваться и при работе мастером и при продаже изделий продавцом.


Фото № 8. Бронзовые кнопки для звонка или электромеханического табло венской работы.

(чудесные вещи с сайта: http://www.artantique.ru/).

Сегодня это большая редкость, а в те времена доступно для среднего класса и туристов.


Фото №9.Кнопки вызова прислуги. Твёрдое дерево, лак, кость, электропровод с изоляцией из натурального шелка…. Это уже массовое производство.


Фото № 10. Ну а как же электроосвещение? Ведь все уже было готово. Электростанции, частично уличное освещение, и т.д. Всевозможная электрическая фурнитура…(о ней пойдет речь во втором разделе). И все же в начале старые люстры подсоединили к батареям. Не на долго, прогресс буквально врывался в быт. Такие подключения не требовали больших затрат. Моток провода, ложные свечи с лампами миньонами, дырки в подсвечных чашечках и батарея. Это делали на первых порах для праздничных дней, не для ежедневного пользования. Конкуренция на рынке лампочек заработала быстро. Ну, вот и фотографии самого привычного домашнего предмета. (Как и раньше перегорают)


Фото № 11. Возросли потребности, появились технические возможности,…. и рынок заработал.

Новая архитектура диктовала причудливые формы, училища выпускали архитекторов-чудожников, художественные (профессиональные) школы готовили художников- исполнителей. Для производства нового товара подключились медники, форнитурщики, мастерские по производству плафон и ….. и потребитель получил

практичные и красивые настольные лампы, настенные бра, лампы для кухонь, столовых и прихожих. При этом старое не было забыто. Маленький переходник позволил молниеносно приспосабливать всевозможные керосиновые лампы под электрические.


Фото №12. А люстры. Просто фантастика. Такое разнообразие. Достаточно в любом жилом помещении повесить достойную люстру и шторы и уют обеспечен. В моей практике только однажды пришлось заниматься авторской люстрой. Но это была люстра из собственного дома господина ШЕХТЕЛЯ ( строение №4 по Большой Садовой). И конечно, исполненная по его проекту, как и весь дом. Это почти что детективная история, на которой удобно закончить первую часть. Получив плановое задание на реставрацию здания, необходимо было составить акт его технического состояния и провести инвентаризацию сохранившихся элементов интерьера. Хотя общее впечатление было удручающее, но по сравнению с другими объектами появилась надежда восстановить основные интерьеры, так называемой, парадной части. Ну а где же шехтелевскии люстры?, главная «фишка» парадного зала. Заказчик показывает на здоровенную хрустальную люстру- символ сталинской эпохи. Увы, полное разочарование. Пришлось спустится в подвал. Повезло, хоть и не в полном комплекте, а одна из двух нашлась.

Корзина из «как - бы необработанного хрусталя» на бронзовом кольце в обрамлении трех летящих лебедей (сохранилось два), сомневаться не приходилось - Шехтель. Проект реставрации был выполнен замечательным архитектором Г.Ларионовым, но дальнейшую судьбу интерьеров дома я не знаю. ( Хотя некоторые сведения в сети есть). А история с люстрами имела продолжение. Выехав впервые за границу в ГДР (была так называемая специализированная поездка для архитекторов нашего Главка), я жадно все фотографировал и вдруг в витрине антикварного магазина….. (в Лейпциге) вижу - вот, она, родная, вторая - ШЕХТЕЛЕВСКАЯ. Был выходной день, и хорошо, ведь даже всей группой мы не смогли бы её купить. А на фотографии, тоже его люстра, но с цаплями из дома Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (В библиотеке Строгановского училища наши искусствоведы нашли рисунки люстр того времени, но, увы, авторство их я не помню, может быть и Шехтель).
Продолжение следует.......

Электричество в домашнем обиходе.

Previous post Next post
Up