Мозаики Святой земли; Mosaics of the HOLY LAND. К вопросу о перемещенных художественных ценностях.
Да, это деликатный вопрос. Нет однозначного ответа на многое.
Причина? В первую очередь политика и деньги. Во всем остальном, хотя и долго, а порой и мучительно, представители учреждений культуры цивилизованных стран могут договорится. И. договариваются. Многое уже вернулось на свое место, то, что было похищено в годы последней (я надеюсь, что последней) войны. Сложнее, с ценностями, перемещенными в годы первой мировой. Еще сложнее с наполеоновским наследием… и так мы можем дойти до завоеваний Римской империи…и «глубже». Не давние события в Греции заставляют задуматься. А не лучше ли парфенонским мраморам побыть до поры, до времени в более благоприятных условиях.
Может быть стоит создать кадастр мировых ценностей, где права всех сторон будут учтены и регламентированы. И не только права, но и обязательства. Для сохранения, показа и презентации их требуются громадные средства и юридическая защита. К, сожалению, в некоторых странах еще взрывают статуи, разрушают священные могилы, срывают археологические объекты, представляющие ценность для всей мировой цивилизации. И не только в странах третьего мира, но, и в таких, которые относят себя к передовым. Если отсутствует кадастр движимых и не движимых культурных и исторических ценностей, оценка их стоимости с учетом изменения цен ежегодно и стоимости затрат на профилактику и демонстрацию. Если отсутствует страховка на уникальные объекты и артефакты. Может ли такая страна относить себя к цивилизованному миру? Ведь в случае их гибели, у государственных и международных следственных органов отсутствуют юридические критерии оценки ущерба, а значит и привлечения к ответственности.
Вот в таких ситуациях чиновники от культуры могут получать все блага для себя за счет налогоплательщиков (то есть нас, с вами) и НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Как обстоят дела в нашем благословенном государстве? Увы, картина удручающая! Частично я затрагивал её в других поcтах. Нет сил углубляться….. начинаю терять слова и перехожу на эмоции и…… . Да и судя по реакции ЖЖ-френдов, эта тема видимо не интересная. Так, что поразмыслив еще раз над всем этим (а занимаюсь этой проблематикой с 1972 года), пришел к выводу, что до лучших времен, то, что в ходе исторических условий оказалось в руках у ЦИВИЛИЗОВАННЫХ НАРОДОВ, лучше пусть у них и остается. Как всегда, для наиболее заинтересованных читателей, в конце поста и в аннотациях, даю сноски. Хотя, судя по всему, пора журнал закрывать.
Фото №01. Удивительная мозаика была найдена в 1917 году австралийскими кавалеристами на юге страны. На речке ГРАР. И не только найдена, но и сохранена, перевезена в АВСТРАЛИЮ и благополучно выставлена в музее. Но самое удивительное, что вся эта история документально выложена в интернете. Включая фотографии мозаики инсито, дневники и переписку по данному вопросу. Информацию о всех участниках и перипетиях этой истории. Ни по одной другой мозаике подобной целевой информации нет.(
The Shellal Mosaic http://blog.awm.gov.au/awm/2008/01/09/the-shellal-mosaic/) Все сведенья надо собирать по фрагментам, а порой, нет не только документов, но и самой мозаики. Совсем не далеко от этого места сохранилась похожая по композиции мозаика МАОН-НИРИМ.(
http://www.jewishmag.com/99mag/maon/maon.htm). Так же, как и «австралийская», она была раскопана давно, продублирована на бетонных плитах (увы, такая методика была в те времена, сегодня считается ошибочной, но парадокс в том, что благодаря именно этому сохранились десятки мозаик святой земли), была устроена крыша и дорожки для музейного показа….. и заброшена на десятки лет. Сегодня управление древностей заканчивает повторную консервацию, но это не гарантирует сохранность объекта. И еще одна византийская мозаика с реки ГРАР, практически «канула в лето», После того, как рухнула крыша и от самой мозаики остались крохи, её перевезли в Управление древность и спасли, то, что осталось.(
http://www.iaa-conservation.org.il/Projects_Item_eng.asp?subject_id=9&site_id=17&id=37 Horvat Gerarit (Umm Jarrar). A Byzantine period church.)
Естественно возникает вопрос, а где же ежегодная поддержка памятника, надзор со стороны государственных органов охраны памятников? Те, кто дружно осваивает исторические тропы страны приведут, немало схожих историй, посмотрите журналы наших постоянных пользователей на ленте друзей. А вот армянская мозаика, тоже их этой серии- в сравнительно хорошем состояние. Причина? У НЕЁ ЕСТЬ ХОЗЯИН.
(The "Bird Mosaic"
http://micro5.mscc.huji.ac.il/~armenia/bird_mosaic.htm http://armenianstudies.csufresno.edu/arts_of_armenia/frescoes_mosaics_ceramics.htm). А история с «австралийской» мозаикой имеет продолжение на Святой земле. Потомки кавалеристов приезжают каждый год. Посещают парк и мемориал, посвященные тем памятным событиям. (
http://www.abc.net.au/news/stories/2008/04/29/2229775.htm?section=justin G-G opens Beersheba Light Horse memorial).
Фото №02. И еще одна великолепная армянская мозаика византийской школы из ИЕРУСАЛИМА, а ныне выставлена в музее мозаик СТАМБУЛА. И судя по публикациям, находится в хорошем состоянии. А вот схожая по сюжету мозаика, из АЗЫ (ГАЗЫ), парадной, большой и сложной синагоги, увы, разбросана по разным хранилищам. То, что осталось. Однако голова ДАВИДА в отличие от головы АРФЕЯ не сохранилась, и увидеть её можно только на единственной фотографии тех времен, когда была сделана находка. Подобных неадекватных варварских действий не мало. Знаменитая мозаика из Бейт-Гуврина лишилась четырех медальонов с поясными женскими изображениями(
http://pics.livejournal.com/levakov/pic/0002q8wq/g24),( по непроверенным данным, вторая мозаика из тех же мест находится сейчас в реанимации), да и Дама из Бет-ШЕАНА представлена лишь копией. Весьма далекой от оригинала. Список утрат ВЫ можете продолжить. О великолепии стамбульских собраний коротко можно посмотреть здесь:(
http://istanbul.jordanclub.ru/modules.php?name=Archeo археологический музей в Стамбуле). По армянским мозаикам масса информации в интернете.
Фото № 03.Ну вот, о мозаиках пока все. Тема эта безгранична. А, что же с другими произведениями искусства?. Вот, к примеру, двуликая мраморная голова из Бет-ШЕАНА.
Просто фантастика, любой музей позавидует! Да и цена совсем не большая. Жаль. Что наши миллионеры покинули землю обетованную, а вдруг бы выкупили. Увы, НЕ ДОЖДЕМСЯ. История не менее замечательная чем с «австралийской» мозаикой:
http://www.economist.com/daily/columns/artview/displaystory.cfm?story_id=11075422 A monumental two-headed Roman bust at Bonhams. И всего-то 180 тысяч условных единиц. ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ. А, теперь оглянитесь по сторонам, сколько в израильских музеях в кладовках, под лестницами или просто во дворах валяется античных статуй, саркофагов и фрагментов. А в кибуцах, а на городских клумбах, а на вилах у нас и в автономии. Одно из двух: ИЛИ КУЛЬТУРА ЕСТЬ ИЛИ ЕЁ НЕТ, ну а ДЕМОКРАТИЯ БЕЗ КУЛЬТУРЫ, ЭТО…….(дайте сами оценку). Я буду рад, если эту уникальную вещ купят японцы. Они сохранили свою собственную уникальную культурную традицию, а теперь пытаются сохранить и европейскую. А, для наглядности. Небольшой факт из нашей жизни:
(
http://www.newsru.com/arch/cinema/28oct2008/israel.html Израильский чиновник обвиняется в краже десятков уникальных шедевров), чего уж тут говорить об античных статуях и капителях и византийских мозаик. Сколько их уже перевезли через наши границы расторопные соседи.
Фото №04. Ну, вот и другая голова. Все, что возможно о ней рассказать, можно прочитать у Михаила Короля.(
http://m-k.livejournal.com/230124.html История одной головы).
Ну, что ж, она в хороших руках. В одном из лучших музеев мира. И мозаики из Палестины тоже хранятся в Российских музеях. Как в государственных, так и в патриаршей коллекции, возможно и в частных коллекциях. Во всяком случае, до 1917 года точно были. Выставлялись частично в музее храма Христа Спасителя,(В 2003 году) а до этого в нижних ярусах колокольни Ивана Великого, московского кремля. А, всё же было бы интересно увидеть подробный каталог предметов собранных разными странами на СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. Ну а о мелкой пластике, монетах, книгах, иконах, кубках, вазах, светильниках и других археологических находках я и не говорю. Тут счет пойдет на многие тысячи предметов. Только один пример: Кубок Уоррена -(
http://palm.newsru.com/cinema/12may2006/eros.html)
Примечания и сноски:
-Список перемещенных ценностей времен II Мировой войны будет опубликован в интернете
К концу текущего года в Сети будет опубликован список культурных ценностей, перемещенных во время II Мировой войны. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции руководитель департамента по сохранению культурных ценностей министерства культуры РФ Анатолий Вилков, сообщает ИА "Росбалт". "Это будет сделано для того, чтобы жертвы нацизма опознали свое имущество и вернули себе то, что не может быть обращено в федеральную собственность, потому что было изъято фашистами в качестве трофеев", - объяснил он. По словам А.Вилкова, Минкульт проводит активную работу по розыску перемещенных предметов искусства и возвращению их законным владельцам - в первую очередь, в федеральную собственность, а также частным лицам. "Мы знаем эти вещи и имеем описи, - подчеркнул он, - инвентаризация подходит к завершающему этапу". Как сообщил А.Вилков, уже выпущен ряд каталогов, в частности, каталог потерь Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. cnews.ru
-
http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001528/152881r.pdf Проект декларации принципов относительно предметов культуры, перемещенных в связи со Второй мировой войной
-
http://www.libfl.ru/restitution/conf/amon.html Мари Амон. Министерство иностранных дел. Франция. КАРТА ЕВРОПЫ И СУДЬБА РАЗГРАБЛЕННЫХ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
-
http://nation-sos.info/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=75 Список белорусских музейных, библиотечных и архивных ценностей, оказавшихся за границами Белоруссии. (подобные списки есть практически у всех стран, покинувших СССР)