ЛИЧНОЕ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ.

Aug 11, 2008 12:59

Не знаю, правильно ли поступаю, фиксируя здесь свою позицию по поводу событий последних дней. Но все-таки...

1. Исходным убеждением для меня является признание, что народы имеют политическое лицо. То есть, могут выражать свою волю на словах и на деле. А значит - нести ответственность за выражение этой воли. Я не согласен с тем, что ответственность может быть только личная, персональная. Ответственность может быть и коллективной.
Почему я так считаю? Потому, что по факту так и устроена жизнь. Людям ПРИХОДИТСЯ нести личную ответственность как часть групповой ответствености большого коллектива себе подобных. Так, например, согласно свидетельствам побывавших в Чечне между 1996 и 1999 годами, всякий раз получение выкупа за похищенного местным полевым командиром человека явным, заметным даже для стороннего глаза образом отражалось на уровне жизни односельчан этого полевого командира. То есть, люди становились частичными бенефициарами деятельности этого полевого командира. А потому странно выглядят их жалобы на то, что в процессе уничтожения этого полевого командира досталось и им. Их иммунитет в вооруженном конфликте противоречил бы, на мой взгляд, самому основному, базовому идеалу человеческого социума: соответствию прав и ответственности.
Таким образом, жертвы военного эксцесса - ошибки российского пилота, разбомбившего жилой дом в Гори - хоть и вызывают мое сочувствие, однако являются примером несения грузинским народом ответственности за действия своих руководителей.
2. В то же время, я убежден, что народы, как и люди, не должны подвергаться мучениям без явного приговора. Скажем, народ Германии после ВМВ подвергся унизительным и мучительным санкциям (и все-таки - поразительно дешево отделался! - Л.У.) - но это были санкции, наложенные ясно за что и ясно - кем.

3. Теперь к существу вопроса. В результате известных событий на территории б. СССР имеются четыре т.н. "непризнанные республики": Приднестровье, Н. Карабах, Ю. Осетия, Абхазия. Убежден, что их текущий статус - фактический суверенитет при юридическом его отсутствии - является противоестественным и сам по себе гарантирует в них нищету, коррупцию и авторитаризм. При отсутствии международной легитимности невозможны инвестиции, нормальное функционирование денежного оборота, полноценое транспортное сообщение, внешняя торговля и т.д. Взамен (людям ведь как-то надо жить!) расцветает конрабанда, варварское уничтожение природных и культурных ресурсов, вандализм. Неурегулированность отношений с соседями позволяет военным властям подчинять гражданские структуры, что не способствует появлению ответственной перед жителями администрации. Лишенные международной поддержки, "непризнанные республики" вынуждены также нести чудовищное бремя военных расходов.
4. При этом ситуация в каждой из перечисленных республик обладает существенным своеобразием. Три из четырех (кроме Приднестровья) прошли через этнические чистки, т.е. за их пределами имеется определенное количество изгнанных оттуда беженцев. Для меня очевидно, что возвращение беженцев на прежние места возможно только через превращение в беженцев тех, кто сейчас там живет. Иначе говоря, будет пролита дополнительная кровь при том, что качественно ситуация не изменится. Как это ни ужасно, но этническая чистка, коли она уже произошла, действительно способна сильно приблизить разрешение межэтнического противоречия. Считаю, что единственный здесь конструктивный подход состоял бы в фиксации статус-кво с решением вопроса о компенсациях беженцам. В сущности, мировая практика дает роскошный пример решения подобной проблемы - разделение Кипра. Если не принимать всерьез официальную риторику Никозии, то всякому наблюдателю ясно, что никто на острове на самом деле не жаждет объединения греческой и турецкой общин. За 35 лет они хорошо научились жить друг без друга и даже готовы сегодня к расширению взаимных контактов - но без каких-либо политических и демографических перемен!
5. Две из "непризнанных республик" (Ю. Осетия и Н. Карабах) не имеют шансов на создание полноценного независимого государства с самостоятельной экономикой, социальной сферой и культурной жизнью. Для меня очевидно, что естественное для них будущее состоит во включении в состав соседних государств. Для Карабаха это, разумеется, Армения. При этом столь же противоестественной является наличие вокруг НКР "санитарной зоны" - территории Азербайджана, откуда было изгнано азербайджанское население. Это, в частности, является примером того самого "наказания без приговора", несомого азербайджанским народом. Что же касается ЮО, то до нынешнего августа Грузия имела великолепные шансы интегрировать область в состав своего государства. Просто эту задачу нация должна была ставить перед собой не ориентируясь на краткосрочную политическую конъюнктуру и личность текущего главы государства. Здесь нужна была политика терпения, выращивания доверия, сотрудничества - и так в течении, возможно, десятилетий. Но подобное, как видно, сильно превышает горизонты планирования грузинского государства. Или, говоря иными словами, уперлось в недостаточную степень консолидации грузинского общества.
В итоге, после событий этих дней, единственный естественный путь для ЮО - вхождение в состав России, точнее Северной Осетиии, что для России является далеко не самым благоприятным исходом.
6. Приднестровье. Территория по факту связанная с Молдавией многочисленными экономическими, гуманитарными и логистическими связями. Их обрыв по политическим мотивам - противоестественен. Считаю, что единственный путь здесь - объединение. Являясь в весовом отношении соразмерной территории к югу от Днестра, непризнанная республика должна бы бороться за объединение на равных. Не на инкорпорирование с учетом каких-то их требований, а на полное равенство, симметрию, отраженную и в структуре политического представительства и в законодательстве.
7. Абхазия. Это - единственная "непризнанная республика", способная осуществить реальную независимость. С Грузией ее связывает лишь совместное использование Ингури ГЭС да родственные связи некоторой части населения. Это страна с реальным экономическим потенциалом, который, однако, сегодня остается невостребованным в силу причин, упомянутых мной выше. Абхазия влачит нищенское существование - госбюджет республики - $60 млн. Сумма,  достаточная, наверное, для реконструкции одного, максимум двух из нескольких десятков полразрушенных санаториев Сухума или Гагры. Фактическая морская блокада, годами осуществляемая ВМФ Грузии, не дает возможности заниматься рыбным промыслом и диверсифицировать международные контакты. Объем сельскохозяйственного производства Абхазии сегодня едва ли дотягивает до половины от достижений советских времен. Нет юридических оснований для открытия Сухумского аэропорта и пр.
Таким образом, считаю, что Абхазия должна получить независимость, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не входить в состав РФ. Ибо, последствием политической итеграции станет заселение республики пришлыми людьми, потеря местными контроля над доходными экономическими нишами, а там - неизбежное повторения сценария начала 90-х с той лишь разницей, что вместо грузин станут беженцами русские.
8. Избегая высказываться в модальности прямых советов российскому руководству относительно признания независимости Абхазии и Южной Осетии, замечу лишь, что признание Турцией независимости Северного Кипра в 1974 году не помешало ее членству в НАТО совместно с "антагонистами" из Греции и вообще не сильно портит Турции жизнь.
Previous post Next post
Up