Большой разговор с Алиной Купцовой, "Обозреватель", Украина

Mar 25, 2016 21:08

- Я беседовала с несколькими российскими бизнесменами. Они говорят, что им становится все тяжелее работать. По их мнению, средства, которые недополучает казна из-за низких цен на нефть, пытаются выжать именно из среднего и малого бизнеса. По вашим наблюдениям, насколько критична ситуация?

- Малый и средний бизнес в России никогда не находился в благоприятной ситуации: ни в 1990-е годы, ни сейчас. Он всегда был крайне зависим от монополистов, покрываемых государством. По сути, малый и в меньшей степени средний бизнес - это так называемые "ракушки", которые возникают вокруг крупных производств индустриального или постиндустриального типа.

Наиболее крупные производства в России - это сырьевые монополисты: нефтяные и газовые. Они тоже формируют вокруг себя определенную среду аутсорсинга с использованием малого и среднего бизнеса. Но доступ к этим финансовым потокам очень коррумпирован и фактически криминализирован.

Если говорить о цивилизованном малом и среднем бизнесе, то он всегда в России был источником пополнения бюджета и никогда не был предметом заботы. Сейчас в валовом внутреннем продукте России доходы от малого бизнеса составляют всего около 12%. В нормальной развитой стране минимальная планка поступлений от малого и среднего бизнеса находится на уровне 40% ВВП. А в странах с хорошо диверсифицированной экономикой доходит до 60-66%, то есть составляет две трети ВВП.

Причины неблагоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса не случайны. Это те люди, которых можно назвать самостоятельным сословием. Не только состоятельным, но и самодостаточным. Это политически самостоятельные граждане, которые, безусловно, заинтересованы в демократической власти.

Чем выше уровень благосостояния, тем большая доля людей претендует на то, чтобы власть, представляющая их интересы, защищала собственность, гарантировала справедливое правосудие и понятное, прозрачное, стабильное законодательство.

А российское налоговое и бюджетное законодательство меняется фактически ежемесячно. Я не могу вспомнить такого года, чтобы не происходили значительные изменения. Причем, как правило, это перемены в худшую сторону для малого и среднего бизнеса. Как только обнаруживается, что действует налогообложение, которое позволяет бизнесу относительно комфортно работать и стоять на ногах, власть тут же пытается поменять условия и собрать больше денег. Из-за этого бизнес либо уходит в тень, либо закрывается.

Именно поэтому большая часть российских избирателей - это бюджетозависимые люди, благосостояние которых зависит в первую очередь от власти, а не от них самих. И в этом заключается одна из причин лояльности многих избирателей правящему большинству.

Одной из первых задач демократического правительства России, которое, надеюсь, появится в XXI веке, должна стать реформа отношения к малому и среднему собственнику. Это создает возможность для перелома и в политическом развитии страны.

- Ввиду экономического кризиса критические настроения в России нарастают? По вашим оценкам, может ли недовольство людей перерасти в политический кризис?

- Из-за любого экономического кризиса в любой стране нарастают критические, оппозиционные настроения. Но ни в одном учебнике не написано, что эти настроения будут демократическими. То есть недовольство властью далеко не всегда конвертируется в демократические политические взгляды и оценки.

Боле того - это происходит нечасто. Если говорить о конце 1980-х и начале 1990-х годов в России, то ситуация была именно такой. После почти 80 лет диктатуры доминирующим в обществе настроением стала необходимость демократических перемен. И тогда действительно больше половины россиян хотели демократии, свободных выборов, свободы слова - условий общественной жизни нормального человека, гражданина.

Но ход событий в 1990-е годы и последующий период значительную часть людей в демократии разочаровал, в первую очередь по причине очень больших ошибок, которые допустили и президент, и правительство в социально-экономической политике. Люди отшатнулись от понятия "демократия", решив, что это она и была. Но демократии в России не было никогда, демократические политики Россией никогда не руководили.

Ни одно российское правительство не было правительством либералов и демократов: ни Егора Гайдара, ни Виктора Черномырдина, ни Сергея Кириенко, ни Владимира Путина, ни Дмитрия Медведева. Но по телевизору людям говорили, что у власти демократы. Люди и решили, что это и есть демократия. Люди поверили, что воровство, жульничество, выход из любых кризисов ценой снижения благосостояния населения - это демократический подход к политике и людям. Теперь только идеологически грамотные и преданные идеалам люди понимают, что демократии в России еще не было, и за нее нужно бороться.

А оппозиционные, критические настроения в стране могут вылиться во всплеск национализма, шовинизма и всевозможных левых идей, близких к революционным настроениям, вплоть до погромов. Для многих людей в России революция - это разного рода погромы. Ожидания и внутри, и вне России, что социально-экономический кризис породит новую волну демократических избирателей, абсолютно безосновательны. История это опровергает. За такого избирателя нужно вести борьбу.

Полностью здесь: Лев Шлосберг: каждое повышение цены на нефть увеличивает шансы на возобновление войны на Донбассе

Война, Украина, Европа, Россия, Несвобода, Мир, Свобода

Previous post Next post
Up