[Текст августа 2010 года]
...Думая о неискупленных жертвах «Курска» и мучаясь воспоминаниями августа 2000 года, невозможно не думать о стране в целом.
«Что случилось с подводной лодкой «Курск»? - «Она утонула».
А что происходит с Россией?
Она тонет в бездне лжи, цинизма и трусости.
Огромная страна неотвратимо идет по пути «Курска» и пока власть такова, какова она есть сегодня, Россия с этого пути не свернет.
Потому что эти капитаны не знают другой дороги.
Число жертв на этом пути огромно. Но ни одна из этих жертв не заставила власти сменить курс. Они уже не воспринимают сигналы тревоги. Они слепы и глухи.
Окончательной катастрофы еще не произошло, хотя она, возможно, уже близка. Просчитать ее невозможно: еще за минуту до беды никто не знает, что будет через считанные секунды.
Но взрыва еще не произошло.
Не у всех отравлено и отключено сознание.
Народ хочет и способен жить иначе.
Остановите «Курск»!
Записка Дмитрия Колесникова, капитан-лейтенанта с подводной лодки «Курск».
Полностью здесь:
Россия как «Курск»
В трагедии 118 погибших моряков и их родных отразилась вся драма российского народа
Все погибли. Следствие закрыто. Виновных нет. Единственный иск из Страсбургского суда отозван заявителем, отцом погибшего офицера, после того, как представлявшего его интересы адвоката под угрозой ареста выдавили из страны. Памятники установлены. Правда неизвестна. Ничего не изменилось.
далее День Военно-морского флота. Экипаж «Курска» на последнем параде перед выходом на учения. Август 2000 г.
Виктор Ковалев, капитан первого ранга Виктор Ковалев, бывший командир атомной подводной лодки «Псков», август 2000 года:
...Что касается иностранной помощи, то ее, конечно же, надо было принимать, и безотлагательно. Но это решение было за правительством и верховным главнокомандующим.
Президент должен был лететь к месту трагедии, тем более, что он недавно был на Северном флоте, выходил в море, обещал поддержку и личное внимание. Почему не полетел - вопрос, как говорится, интересный… Считаю, что после всего случившегося с «Курском» престиж флота и в целом страны упал до нуля. Горько, обидно.
...Носовые отсеки погибли в первые минуты катастрофы - это без вариантов. Во втором отсеке находится треть экипажа. Там все командование корабля: командир, старпом и другие. Это значит, что в первые же минуты судно осталось без командиров, потому что запасной командный пункт тоже был затоплен. Однако лодка подавала признаки жизни до 14 августа, на стуки отзывались кормовые отсеки, - значит, надежда была.
...Поговорят, поплачут и забудут, как забыли «Комсомолец», затонувший в 1989 году. Тогда погиб мой одноклассник. Нужно, чтобы сменилось поколение, воспитанное в условиях советской власти. А виновных найдут - как всегда стрелочников. Из высших чинов никто добровольно не уйдет в отставку и тем более никто не застрелится от позора.