Вернусь к еще одной больной себежской теме. Ее подняла 6 июня Александра
lit_ops Originally posted by
lit_ops at
Что происходит на старом еврейском кладбище? В выходные 4-5 июня мною была зафиксирована следующая ситуация на еврейском кладбище в Себеже. Практически впритык к кладбищу, которое, надо сказать, не огорожено, выровнена бульдозером поляна, площадью около 10 соток.
Хотя площадка и подходит своим краем к свежим могилам, она их не затрагивает. Чего не скажешь о старой части еврейского кладбища. В настоящий момент там вырублена целая делянка деревьев - пни стоят между старыми каменными памятниками. Прямо на могилах были разведены костры, в которых, вероятнее всего были сожжены ветки срубленных деревьев. Мы видели не менее трех таких кострищ диаметром 1,5-2 метра. Даже если прикрываться санитарной вырубкой аварийных деревьев (а по пням не скажешь, что деревья были гнилыми), сжигать отходы прямо на могилах - это вандализм. Я уже не говорю про развороченные памятники.
Похоже, кто-то ровняет себе приличный участок под застройку. Не исключено, что в скором времени все старые памятники по-тихому вывезут, а делянка будет выровнена бульдозером. Попахивает очередным нарушением закона.
Пункт 2.10."Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения" от 08.04.2003г.гласит: "На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов."
15 июня во время посещения еврейского кладбища в Себеже губернатором и петербургскими гостями
гости из Петербурга оказались очень наблюдательными.
Они сняли с одного из стволов деревьев вполне официальное объявление для всеобщего сведения:
Комментировать объявление трудно.
Информация предельно конкретна. Адрес и телефоны указаны.
Таким образом, вот разгадка
происходящего.
Внешний вид участка однозначен: это зачистка территории старого еврейского кладбища под новые захоронения. Это: "вновь организованное захоронение". 1000 руб. за 1 кв. м. на старых могилах.
На площадке среди пней много живых, свежих срезов, это не сухостой. Сожжение сучьев после вырубки прямо на могилах облегчает распашку земли: сгорают пни и корни.
Теперь мне полностью ясно, почему, когда я сказал Турчаку без всякой задней мысли: "Это сейчас действующее кладбище", Малютина едва не взорвалась: "Это ВСЕГДА было действующее кладбище!". То есть она всячески подчеркивала, что процесс захоронений не прерывался и сейчас ничего необычного не происходит. Но это не так, к сожалению.
Археолог Александр Михайлов, который был с нами, профессиональным взглядом осмотрев только что распаханное поле, сказал, что там видны человеческие кости.
То есть себежские власти
солгали губернатору не только про несуществующее решение сессии Собрания депутатов города Себежа с одобрением проекта "благоустройства" Замковой горы, но и про то, что на еврейском кладбище они просто вырубали аварийные деревья и занимались благоустройством. А. Турчаку сказали, что они ЧИСТОЕ поле подготовили под новые могилы.
Вранье, надо признать, читается невооруженным глазом: на зачищаемой площадке не осталось ни ствола. Таких сухостоев не бывает. Уничтожена самая старая (судя по уцелевшим памятникам) часть кладбища, люди из Петербурга по характеру надписей на памятниках предположили, что там могут быть захоронения даже XVIII века.
Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы привлечь к атрибуции памятников, включая расчистку и фотосъемку уцелевших, экспедицию "Истоки", которая будет работать в Себежском районе летом.
Конечно, их сил недостаточно, но если не начать немедленно, то погибнет всё.
Самый острый вопрос сейчас - вопрос актирования нынешнего состояния кладбища. Имена на памятниках надо в дальнейшем переводить на русский и английский (возможно, и немецкий) и размещать в интернете: теоретически есть шанс, что не все потомки похороненных в Себеже на еврейском кладбище до 1941 года погибли в 1939-1945 гг. и после.
Потомки похороненных здесь, если они будут найдены и смогут объединиться вокруг родственных могил, способны внести свой вклад в Себеж как свою историческую родину. Есть примеры, когда
старые еврейские кладбища возвращают миру и даже
создают открытые мемориалы.
Псковская еврейская община сделает запрос в ГАПО (государственный архив Псковской области) о месте нахождения архива Себежского ЗАГСА до 1941 года. Если он был спасен, то это тоже - путь к раскрытию имен.
Во время посещения кладбища нам встретился один человек, который шел ухаживать за могилой своей мамы. Ему 73 года.
Он сказал, что сейчас только он постоянно ходит на кладбище, больше постоянные посетители родственных могил ему не встречались.
Вот так. В городе, в котором в 1894 году из 4344 жителей 61% были евреи, теперь почти некому ходить на еврейское кладбище.
ХХ век, бесово столетие.
По уму, конечно, надо искать в Себеже людей и создавать хотя бы микроскопическую еврейскую общину. Тогда появится хоть какая-то опора.
А пока что:
Я никому не желаю зла, не умею, просто не знаю, как это делается.
Как я устал повторять бесконечно все то же и то же,
Падать и вновь на своя возвращаться круги.
Я не умею молиться, прости меня, Господи Боже,
Я не умею молиться, прости меня и помоги!..
Александр Галич, «
Кадиш», 1970