Обелиск Марины Сафроновой

May 29, 2016 00:30

24 мая поразила внезапная весть: умерла Марина Николаевна Сафронова, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника. Через несколько дней ей исполнилось бы 56 лет. Завтра, 29 мая (дата определена в связи с семейными обстоятельствами), в 11 часов в храме Александра Невского, будет отпевание. Приходите все, кто знал Марину Николаевну.

Она отдала Псковскому музею 30 лет. Главной темой её музейного исследовательского труда стала Великая Отечественная война. Изучение истории воинских захоронений в Псковской области. Персональная память о солдате. Через память Марины Сафроновой прошли десятки тысяч имен.

В бытность редактором «Псковской губернии», в 2011 году, я попросил Марину Сафронову подготовить материалы об истории войны на территории Псковской области для широкой публики. На счастье, Марина Николаевна согласилась. И стала ведущим внештатным автором газеты по теме войны. Над каждой статьей она работала как исследователь - до знаков пунктуации. Вычитывая материалы, мы провели вместе десятки часов. Каждый её текст был в буквальном смысле слова выстраданным.

Из написанного Мариной Сафроновой и опубликованного в «Псковской губернией» за эти годы можно издать книгу. Надеюсь, что когда-то эта большая во всех смыслах книга появится.

27 октября 2011 года на ежегодном форуме средств массовой информации Северо-Запада проект «Сорок чёрный» (Псков в годы Великой Отечественной войны), вышедший в свет в «Псковской губернии» летом, был признан медиапроектом года на Северо-Западе России. Марина Сафронова стала первым (и до сих пор единственным) музейным работником - лауреатом СеЗаМа.



Те статьи стали её первым журналистским опытом.

При всей трагедии темы публикаций мы были очень рады такому признанию. Был ещё цикл публикаций об истории псковских солдатских могил. Он стал продолжением «Сорок чёрного».

Она переживала за каждую статью.

Мы читали и перечитывали каждый текст по два и три раза, выверяя каждое слово.

За каждой строкой я слышу её голос.

22 июня 2012 года хрустальное перо «СеЗаМа» и диплом редакция передала на хранение в Псковский музей-заповедник.

В этот день в Псков приехали родные узников «Шталага-372», в том числе праправнук погибшего в концлагере Анатолия Васильевича Ширинкина Елизар Осипов. Он вместе с Мариной Сафроновой составил первый список солдат, погибших в «Шталаге-372». Мы назвали его «Списком Елизара».

И гранитный обелиск памяти погибших в «Шталаге-372» стоит на своём месте потому, что Марина Сафронова и её мама, Антонина Михайловна Соколова, бывший работник Псковского музея, одна из создателей псковской «Книги Памяти», не дали убрать его с этого места.

Завтра мы простимся с Мариной Николаевной.

Сегодня я собрал в одном сообщении все её статьи, вышедшие в свет в «Псковской губернии».

Scripta manent. Написанное остаётся.

Низкий поклон Вам, Марина Николаевна.





Псков сорок первого

Восемнадцать первых дней Великой Отечественной войны в Пскове и Псковском пограничном округе

В жизни каждого человека много разных дат. Есть проходные, мы помним их неделю спустя, а через месяц - увы… Есть дни, что остаются до последней минуты… Но есть дни, которые существуют в памяти, казалось бы, помимо нашей воли. 22 июня 1941 года - это как раз такой день. Этот день разделил жизнь каждого человека в стране, жизнь целых поколений на «до» и «после». На «до» и «после» войны поделилась жизнь огромной страны. Ведь, что интересно, фразу «Это было до войны» до сих пор расшифровывать не надо (даже представителям молодого поколения), не надо объяснять, какая это война. Это может быть только одна война - Великая. Отечественная.
далее



Псков под немцами

Оккупация 1941-1944 годов стала самой долгой и самой трагической страницей истории города

Псков в своей долгой истории был оккупирован трижды. И трижды это были немцы. Про первую оккупацию в 1240 году в Пскове помнили «легендарно», без особых подробностей. Тогда основные силы псковичей были разбиты под Изборском. Следом ливонские отряды начали осаду Псковской крепости. Осада длилась неделю и трудно сказать, чем могла бы закончиться, если бы не предательство посадника Твердилы. Так началась первая немецкая оккупация Пскова. Когда и чем закончилась - это известно.
далее



Известное о Неизвестном Солдате

Город Псков до сих пор не знает почти ничего о солдате, чьи останки захоронены в мемориале «Могила Неизвестного Солдата»

В каждой стране, уважающей свою историю, народ которой воевал на свободу и независимость, обязательно есть Могила Неизвестного Солдата. Это памятник - символ, мемориальное сооружение в честь воинов, погибших в боях за Отечество. Первые мемориалы Неизвестного Солдата появились в Европе в 1920 году после окончания Первой Мировой войны, принесшей огромные потери всем 35 странам-участницам - более 13 миллионов погибших.

далее



Псковлаг

До тех пор, пока погибшие в концентрационных лагерях в Пскове в период оккупации не будут найдены и достойно перезахоронены, город будет оставаться братским кладбищем неизвестных

Военнопленные в оккупированном фашистами Пскове появились, как только Псков стал тыловым районом группы армий «Север», точнее, его центром, то есть уже в 1941 году. Создание концентрационных лагерей для советских военнопленных являлось составной частью нацистской «расовой теории»: уничтожение советских военнопленных - это уничтожение «недочеловеков».
далее



На пути к 1128-му дню войны

Прорыв немецкой обороны Пскова у ворот в Прибалтику шел долго и стоил очень дорого

Минувшим летом «Псковская губерния» начала публикацию цикла статей старшего научного сотрудника Псковского государственного музея-заповедника Марины Сафроновой об истории Пскова в период Великой Отечественной войны. Вышли в свет материалы о захвате города [1], о первых боях и обстоятельствах гибели бойца Красной Армии, останки которого в 1974 году были перенесены на площадь Победы в Пскове [2], о режиме оккупации города [3], о системе концлагерей в Пскове и окрестностях [4]. Настало время рассказать об окончании оккупации. События июля 1944 года на Псковщине достаточно хорошо освещены и в периодических изданиях, и в краеведческой литературе, но что предшествовало им? Есть целый ряд фактов, заслуживающих внимания и не ставших предметом массовых публикаций.
далее



Главные слова года

Цикл публикаций Марины Сафроновой «Сорок чёрный» признан медиапроектом года на Северо-Западе России

27 октября на ежегодном форуме средств массовой информации Северо-Запада проект «Сорок чёрный», вышедший в свет в «Псковской губернии» летом 2011 года, был признан медиапроектом года на Северо-Западе России.
далее



Великая Память и отечественное беспамятство

Из истории воинских захоронений в Псковской области

Проект Марины Сафроновой «Сорок чёрный» о псковском военном лихолетье сороковых [1] вот уже несколько месяцев находится в центре общественного внимания. Сначала - читательского. Затем - профессионального: 27 октября на ежегодном форуме средств массовой информации Северо-Запада проект «Сорок чёрный» был признан медиапроектом года на Северо-Западе России [2]. Мы планировали продолжение проекта еще летом, и вот сейчас продолжение готово. Марина Сафронова представляет вниманию читателей цикл публикаций на особую тему: об истории воинских захоронений в Псковской области.
далее



Великая Память и отечественное беспамятство. Часть вторая

Из истории воинских захоронений в Псковской области. Часть вторая

Война на Псковщине закончилась только в августе 1944 года. Были стерты с лица земли тысячи деревень, в руинах находились города, поселки, в разорении - колхозы и совхозы. Огромные людские потери. Голод в первые послевоенные годы. И тысячи могил по всей Псковской земле - возле сожженных деревень, по оврагам, по полям, в болотах, в лесных урочищах, у дорог.
далее



Великая Память и отечественное беспамятство. Часть третья

Из истории воинских захоронений в Псковской области. Часть третья

На Руси всегда считалось грехом трогать останки, даже для переноса их на новое место. И всегда было особое отношение к воинским могилам. Новые времена - новое отношение?
далее

Живое, Война, Псков, Литеры, in memoriam, Свободное слово

Previous post Next post
Up