*
«ЧАЙКА», Л.Додин, МДТ-ТЕ, СПб, 2022г. (9)
Получал огромное зрительское удовольствие просто от того что сидел в зале, смотрел на сцену и слушал текст.
При том, что текст пьесы протерся до дыр от частого употребления, а картинка мутная, бледная, сумеречная.
Текст аккуратно перемонтирован и от того воспринимается как свежий, вариации по знакомой канве. Чтобы оценить мастерство вариаций, каждое слово должно быть слышно, и у актеров МДТ это так (специально заметил, что Боярскую слышно даже когда она поворачивается спиной к залу).
Сценография - "картина Серова "Лодки на колдовском озере" (ничего романтического - лодки с номерами на бортах, дымка над водой, берега скрыты в тумане). Две сцены без текста (начало и конец первого действия) по содержательности ни в чем не уступают разговорным сценам - интересно смотреть, как герои выходят один за одним и рассаживаются по своим лодкам. Лодки качаются под ногами. В финале лодки качаются на волнах, вся компания плывет в будущее, из лета в зиму.
Во второй части время года сменилось, лодки вытащили на берег и перевернули. Холодно. Зима такая же серая, пасмурная, как лето в первой части. Как будто действие додинской «Чайки» происходит внутри треплевской пьесы, где «холодно, холодно, пусто, пусто». А сам режиссер это общая мировая душа - «помнит все, все, все, и каждую жизнь в себе самом переживает вновь», от него "не скрыто лишь, что в упорной борьбе с дьяволом, началом материальных сил, ему суждено победить, и после того материя и дух сольются в гармонии прекрасной и наступит царство мировой воли. Но это будет через длинный, длинный ряд тысячелетий.. А до тех пор ужас, ужас...»
Большая часть первого действия - посиделки за городом, на берегу озера - люди собрались и говорят, на них интересно смотреть, интересно слушать, они раскрываются. Поток жизни - без цели, без смысла (режиссер никуда не клонит, никаких специальных акцентов) интересный сам-по-себе.
Вот такие женщины - видные (сильные, яркие, ядреные).
Вот такие мужчины - не видные. Мальчик-неврастеник Костя и три «медведенки», помятые «мужчинки» (у Додина Астров и Войницкий были похожи на Вафлю, а теперь Сорин и Тригорин похожи на Медведенко).
Заметно сходство между Аркадиной и Ниной (и из этого сходства происходит их явное соперничество).
Заметно сходство между Сориным и Тригориным (Сорину дополнительно переданы реплики Дорна и он стал значительнее и горечь курышевской интонации делает его сильнее). И вот на фоне такого внешнего сходства заметна разница. Тригорин интереснее. Сорин доживает, а Тригорин живет - под внешностью бывшего человека очень скоро замечаешь острый ум, заинтересованный взгляд. На Черневича во всех последних додинских ролях интересно смотреть (самый интересный из мужчин и в «Карамазовых» и в «Гамлете»).
А характерная курышевская интонация появляется в финальных сценах у Треплева - указание на его возможное будущее, он пытается вырваться из колдовского озера, из соринской колеи, взять барьер. Маша затягивает его в колдовское озеро (секс в финальной сцене, так и в "Вишневом саде" было - волевая режиссура Додина).
А Нина - сильная, она все-таки вырвалась.
Дар - вот что выделяет людей искусства, делает их причастными к «мировой воле». Тригорин пишет пьесы, Аркадина играет в его пьесах (в Харькове она играла Машу в «Трех сестрах» и был успех). Это придает им обоим силу, это держит их вместе, это их секрет, их способ выстоять в потоке, который всех засасывает, уравнивает и всё обессмысливает.
Но есть оборотная сторона - бесчувствие, отстранение. Они наблюдатели человеческих комедий.
Ребенок Тригорина и Нины умер - сюжет для небольшого рассказа.
Сын Аркадиной застрелился - финал для пьесы. Падает занавес, но Тригорин успевает объявить - «Чайка. Комедия».