Братья

Jan 24, 2020 14:48

*
«КРЕЩЁННЫЕ КРЕСТАМИ», В.Фильштинский, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2015г. (10)

Тот случай, когда впечатляет прежде всего материал, а искусство во вторую, в третью очередь.
Во вторую очередь литературная основа, а в третью собственно театр.

Театр проявил похвальное самоограничение, воспользовался самыми обычными приемами инсценировки текста, которые уже выглядят естественно (хор и разложение на голоса) и не перетягивают внимание на себя.
Это не документальный театр, спектакль не на документах основан, а на книге, на рассказах о жизни. Но даже принимая во внимание работу памяти, мастерство устного рассказа и литературную обработку, первичный материал - история мальчика - потрясает и кажется совершенно невероятной, а между тем человек, который все это пережил и выжил, вот он, сидит на первой ряду и после спектакля выходит на поклоны (Эдуард Степанович Кочергин был в зале на московских гастролях и это подняло происходящее на уровень события, а не рядового гастрольного спектакля).

Главное, что сделал театр - нашел верную интонацию, воспроизвел интонацию рассказов - спокойную, без экзальтации. И при том остался театром, нашел меру условности и правила игры, которые с рассказами сочетались. Беглые зарисовки действующих лиц, узнаваемые и легкие, как профили Сталина из проволоки, которые мастерил герой. Трое актеров играют надзирателей, милиционеров, военных, уголовников и наркокурьеров, а также Сталина и таракана (с усами из той же проволоки). А мальчиков играют актрисы - и это очень правильный ход (они выглядят и бесплотными и условными).

Для спектакля очень важно и профессиональное, сценографическое участие Кочергина. В сценографии тоже нет ничего особенного, она очень проста, точна и лаконична - стена из серых досок и кинопроекция, но, не знаю как у кого, а у меня сразу возникли отсылки к «Братьям и сестрам» (одному из самых выдающихся спектаклей со сценографией Кочергина). В спектакле по Абрамову - стена избы, а здесь стена вагона.
И из-за этих отсылок «Крещенные крестами», спектакль малой формы, стал дополнением к «Братьям и сестрам» спектаклю большой формы - то же время, наше военное и послевоенное прошлое.

В то время как в деревне Пекашино братья и сестры вместе работали и ждали отцов с войны, по железной дороге с востока на запад ехали два мальчика, два названных брата. История Степаныча и Митяя - кульминация спектакля, не только эмоциональная (в зале мертвая тишина и слезы), но и смысловая. Братство - так победили, так выжили.

театр, БДТ

Previous post Next post
Up