Губернатор и мать

Jan 23, 2019 01:19

*
"ГУБЕРНАТОР", А.Могучий, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2017г. (9)

«Губернатор» на нынешних гастролях БДТ не так сильно впечатлил, как в прошлом году на Золотой Маске. Получилось совсем не так, как с «Пьяными». В «Пьяных» живая стихия актерской ансамблевой игры здесь и сейчас, на это можно смотреть бесконечно и бесконечное число раз. В «Губернаторе» совсем другой театр, театр мысли, театр пространства и цвета, а актеры - составные элементы сценографии, плоские иллюстрации к мысли. Объемен и развернут в глубину только один актер - Дмитрий Воробьев, но и он во второй раз мне показался в бОльшей степени частью сценографии - одинокая фигура (стоит и отбрасывает тень, шагает, меряет шагами пустоту и тишину) землистого, трупного цвета лицо, будто оживший бронзовый памятник Государю Императору.

И зрительские ассоциации во второй раз были помельче, чем в первый (после спектакля перечитал первый отклик - https://lev-semerkin.livejournal.com/759390.html). Два ангела смерти кафкиански удвоенные показались похожи на шпиков или эсеров-террористов, а потому напомнили о Дмитрии Богрове, убийце Столыпина, раздвоенном на революционера и агента охранки. А это привело к мысли, которая автору рассказа Андрееву и в голову не могла прийти, смерти губернатора хотел не только народ, но и правящий класс.

Насколько все-таки разный театр уже представил БДТ на юбилейных гастролях («Гроза», «Пьяные», «Губернатор»), а ведь поставлено одним режиссером. Режиссура тут настолько совершенна, что дальше подниматься просто некуда. Остается только кувыркнуться, что Могучий и сделал, встал на четвереньки и поставил две серии «Толстяков» (надеюсь, двумя и ограничится, третьего эпизода не будет).

«Гроза» сделана по законам музыкального театра, «Пьяные» по законам игрового театра, а в «Губернаторе» режиссер обратился к традиции театра, который очень долго занимался революционной темой и много на этом пути достиг - то есть к традиции советского театра, а если точнее, к театру на Таганке первого десятилетия, когда Таганка была красной, а еще точнее - к спектаклю «Мать».

"МАТЬ", Ю.Любимов, ТЕАТР на ТАГАНКЕ, Москва, 1969г. (7)

Сходства/наследования очень много.
Начиная с сурового тона и пространственного/цветового решения - красный флаг, горизонтальная шеренга солдат и вертикальная линия лестниц (при том, что Таганка была «бедным театром» и Боровский просто обнажил сцену до задника, а Шишкин соорудил на сцене огромную сложную машину).
И до сильно выделенной на фоне массовки и эпизодов центральной роли. Зинаида Славина так же тащила спектакль на себе, как тащит его Воробьев.
И то, что я видел спектакль «Мать» очень поздно, в 1988 году уже при Губенко, усилило сходство. Руслан Барабанов, в «Губернаторе» играющий рабочего, внешне похож на Дмитрия Певцова, которого тогда ввели на роль Павла Власова.

Оказалось, что эта стержневая линия советского театра не утрачена. Через столько лет забвения она вдруг проросла и возникла перекличка, стереоскопический взгляд на русскую революцию. На одном полюсе «Мать» Юрия Любимова и мать Зинаиды Славиной, на другом полюсе «Губернатор» Андрея Могучего и губернатор Дмитрия Воробьева.

Могучий, театр, БДТ, Таганка

Previous post Next post
Up