Мой бедный Марат на Покровке.

Dec 01, 2001 23:59

"МОЙ БЕДНЫЙ МАРАТ", С.Арцибашев, ТЕАТР НА ПОКРОВКЕ, Москва, 2000г. (10)

Три героя, три действия (1942, 1946 и 1959 год). Пьесу разыгрывают девять актеров - на каждое действие свой Марат, своя Лика, свой Леонидик. Это можно узнать из программки. Настоящее театральное открытие происходит в зале. Во-первых линейная последовательность нарушена, действие начинается в 1946 году, военные сцены даны как воспоминания героини. Но главное, герои из разных времен находятся на сцене одновременно, смотрят друг на друга и вступают в перекрестный диалог (Марат-1 отвечает на реплику, обращенную к Марату-2). Этот режиссерский прием проведен с таким мастерством и сыгран так искренне, что вызывает потрясение. Честно говоря, в таком спектакле развязка, которую написал Арбузов, выглядит легковесно. К тому же действие сопровождают песни Высоцкого - о любви, о войне, о судьбе - и переводят спектакль на всеобщий уровень. "Когда вода всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов…".

Ступеньки.
Спектакль построен как лестница - последовательное "погружение" ступенька за ступенькой (или воздушные ямы в самолете - раз, и дух захватывет). Пока зрители рассаживаются, по радио передают новости 1946-го года. Кто знает, что пьеса начинается в 1942-м настораживается, потом понимает, что военные сцены пойдут в воспоминаниях. Это первый момент "включения" в спектакль. Жаль только, что новости читает современный голос, это сразу чувствуется. Тогда были другие голоса, другой тон. До войны высокие, визгливые, после войны величественные "левитановские". Надо было раздобыть подлинные записи дикторов тех лет, если они сохранились.
Артисты театра на Покровке умеют молчать - Н.Гребенкина (Лика-2) сидит за столом у черного приемника, потом несколько раз включает, выключает настольную лампу. В ней есть напряжение, магнетизм. Еще не произнесено ни одного слова, а ты уже втянут в поле спектакля. Это вторая ступенька.
Действие запускается очень простым сценическим ходом - перебрасывают освещение с приемника на столе на тарелку на противоположной стене. В темном углу комнаты Лика-2 видит сцены 1942-го года (Лику-1 и Марата-1). Такой прием был у М.Левитина в спектакле "Вечер в сумасшедшем доме". Гвоздицкий один в комнате, что-то бормочет ("есть у меня претензия, что я не цветок, не гортензия"), а из темных углов комнаты появляются персонажи, таскают диван. И зрители тоже в этой же комнате сидят. Эффект присутствия -тема большая можно подробно развить, а пока к следующей ступеньке. Марат и Лика "привалились" друг к другу и звучит песня "Когда вода всемирного потопа…". От текста совершенно неожиданная ассоциация, которую Высоцкий и не предполагал. Потоп - это война, она еще не закончилась, но страшная зима блокады позади и любовь уже "выбирается на сушу".
Следующая ступенька - появление из-под одеяла взлохмаченного ожившего Леонидика. У Булдакова (Леонидика-1) такое "неправильное" лицо, по сравнению с "правильным" у Загребнева (Марата-1). Сразу возникает тема их противоположности (когда один говорил "да", "нет" - говорил другой).
Потом - встреча Лики и Леонидика в 1946 году, они считают Марата погибшим ("только он не вернулся из боя"). И ведь знаешь, что у Арбузова он не погиб, а все равно переживаешь. Гребенкина и Смирнов хорошо это играют и "расширяют" пьесу. И появление Марата весомее становится, но это уже следующая ступенька.

театр

Previous post Next post
Up