*
"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", МАСТЕРСКАЯ, СПб, 2015г. (9)
Большой спектакль (три действия, два антракта, почти пять часов).
Свидетельство большой театральной неудачи.
История «Молодой гвардии» не покорилась, тема не была раскрыта.
Даже лучше сказать - свидетельство многочисленных театральных неудач, поскольку раскрыть тему пытались многими-многими-многими самыми разными театральными приемами и все они прошли по касательной мимо самого главного, а некоторые пошли совсем мимо, в сторону, и по касательной не задев. Количество не перешло в качество, перешло в хаотичный набор через запятую (и то, и это, и еще вон то).
Многословие это от беспомощности, от неразрешимости.
И при всем при этом в конце концов оказалось, что не результат тут главное, а процесс, намерения и старания.
Отрицательный результат это тоже результат.
Такие неудачи дорогого стоят.
И создание этого спектакля, и его исполнение, и посещение зрителями дело очень важное и нужное. В финале я аплодировал стоя.
1-е действие.
В мясорубке режиссерского метода Диденко что Бабель, что Хармс, что Фадеев превращаются в одинаковый театральный фарш. Театральная условность коллективных движений под музыку синтезатора, театральный натурализм клюквенного сока на белых рубашках - это все по касательной, а Джон Леннон (тоже убитый) совсем мимо. Он тоже был "красный" и тоже был убит, но совсем по-другому.
И разговор с залом ничем не помог, только увел в сторону, в множество сторон сразу. Этот формат и не может ничего дать, кроме белого шума случайных мнений. Впрочем нет, может. Может расшевелить, растолкать (это уже немало). А пластика предшествующих сцен может быть просто визуальным эпиграфом.
2-e действие.
Зашли с другого конца - со стороны документального театра. И снова попытались взять количеством - дневники, письма, стихи, официальные документы. Нагромождение материалов для спектакля, но еще не спектакль. Немного предыстории, немного истории организации «Молодая гвардия», немного истории романа «Молодая гвардия», немного про Фадеева, и зачем-то еще про Пастернака (если в первой части был Леннон, почему во второй не может быть Пастернака). Молодогвардейцев сбросили в шахту, предателей расстреляли, Фадеев застрелился. Историю мифологизировали. А потом поверх советского мифа еще навалили (и мифологизировали отношения Фадеева и Сталина). Общего впечатления обретенной правды не возникло - но сильных, частных впечатлений возникло много (и на том спасибо).
В 3-м действии показали результат.
Провели экскурсию по городу (музеи, памятники, памятники, памятники), показали интервью с участниками спектакля - никто толком ничего не знает, не помнит. Всё это «бронзы многопудье» оказалось зря - на историческую память не подействовало. Советская мифологизация, перестроечный ревизионизм, постсоветское переосмысление - все мимо. Надо снова начинать - список из семидесяти фамилий (как много, я помню из школьной программы, из книги и из фильма что было несколько человек, а на самом деле десятки) и учиться читать историю по слогам - мо-ло-да-я …
А в тех самых местах снова стреляют. Кто стреляет, в кого и зачем - не сообщили. Не умолчали о новой войне - и на том спасибо, но к содержательному разговору на подобные темы наш театр пока не готов. А значит, история Краснодона 2014-2015 годов будет также загромождена, как и история Краснодона 1942-1943.