*
"АУДИЕНЦИЯ", С.Долдри, Gielgud Theatre, Англия, 2013г. (9)
Посмотрел в пятницу в кинотеатре «35 мм» в программе National theatre live. Прошлым летом смотрел в той же программе две версии
«Франкенштейна». Тогда шло в большом зале, заполненном под завязку, теперь тоже под завязку, но в малом зале. Ехал в кинотеатр и вспоминал книгу Г.Александрова, «Монархия и социализм», а еще вспоминал, кого я знаю из британских премьер-министров - двоих, Черчилля и Тэтчер (их образ вышел за пределы страны и за пределы политики). Фамилии Вильсона и Хита знакомы по песне Битлз "Taxman", но в ней показано их тождество, а не индивидуальные черты.
Идея постановки - аудиенции, которые королева Елизавета Вторая дает своим премьер-министрам, а их на ее долгом веку было уже 12 (она называет эту дюжину «чертовой», но ведь список еще не закончен).
Автор пьесы Питер Морган открыл золотую жилу
и продолжает ее разрабатывать. Он пишет о политиках (реальных политиках, живущих здесь и сейчас). Сначала был телефильм «Сделка» (сделку совершали премьер-министры - Тони Блэр и Гордон Браун), затем сценарий знаменитого фильма «Королева». И вот теперь две линии встретились, Елизавета встречается с премьерами. В роли Елизавета та же оскароносная Хелен Миррен.
Любопытно, что и драматург Питер Морган (Моргентау) и актриса Хелен Мирен (Миронова) некоренные англичане. Возможно, что иностранное происхождение дает им некоторую дистанцию, они смотрят на устройство британского общества чуть со стороны и позволяют себе (то, что не принято в серьезном искусстве - выводить действующих политиков). Результат не-пошлый, не пикейно-жилетный, не политическое сведение счетов, не пропаганда, не поверхностное зазывание зрительского интереса, а несколько шагов вглубь. В глубь человеческую (столкновения разных характеров, серия диалогов разных людей с одним человеком в разное время, раскрывает обе стороны ) и в глубь политическую (о природе власти, формальной и неформальной, явной и тайной).
Что на самом деле происходит на аудиенциях авторы спектакля не знают, я думаю, что они приукрашивают действительность, на самом деле все гораздо скучнее (и тоньше, и жестче), но у искусства свои законы, нужно приукрашивать, чтобы было зрелищнее, нагляднее. Спектакль зрелищный, характеры заострены. В Миррен больше драйва, чем в закрытой Елизавете, премьеры подобраны по законам контраста (очень молодой и очень пожилой, аристократ и выходец из низов).
В пьесе нет ни хронологической последовательности, ни полноты, из двенадцати премьеров представлены только восемь, кто-то удостоен двух подробных встреч, а кто-то одной эпизодической. Действие подчинено не исторической, а театральной логике - развернуть характер главной героини и приоткрыть работу государственного механизма.
Драматический этюд в лицах на тему баланса между сменяемостью и несменяемостью власти.
К сожалению, очень не повезло Черчиллю, хронологически первому собеседнику Елизаветы (хотя спектакль начинается с Мейджора).
В пьесе этот образ ключевой, там есть что играть (и образ Черчилля и картинка Англии 1952 года вполне соответствует книге Александрова, Елизавета постигает правила игры и обсуждает отмену карточной системы), но исполнитель сошел с дистанции ненадолго до премьеры, срочный ввод, увы, слишком заметен.
Противоположный полюс - аудиенция с ныне действующим премьером Камероном - получился ярким и самым комедийным (подлинный герой этой аудиенции айфон, средства связи символизируют перемены, два исторических кресла симолизируют постоянство).
Аудиенция с Иденом вышла такой горячо актуальной даже и помимо воли авторов, жизнь помогла пьесе, нынешняя война в Сирии срифмовалась с интервенцией 1956 года в Египет (тогда Англия собиралась освободить египетский народ от "фашистского диктатора Насера").
Самые драматически напряженные сцены - с Тэтчер и Вильсоном. Это политики антиподы (консерватор и лейборист), в диалогах с ними и Елизавета проявляет и наибольший человеческий интерес (к Вильсону симпатию, с Тэтчер соперничество, тем более что они ровесницы) и собственные политические взгляды - левые. Похоже, что автор пьесы «левый» и он вставил собственные взгляды в уста любимой героини.