*
"ОНЕГИН", Дж.Кранко, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2013г. (8)
Красивая постановка большого стиля. Умеренная и аккуратная, эти два достоинства в век постмодернизма и всяческого радикализма стали очень редки и потому особо ценны. Одновременно и консервативная и свежая. Хорошее завершение иксановского периода, премьерный скандал забудется, а спектакль пополнит репертуар и будет (я надеюсь) идти часто и долго. И хорошая точка отсчета для уринского периода (вместе с последними оперными удачами, нерадикальными «Кавалером розы» и «Сомнамбулой» Онегин задает направление "золотой середины").
Несмотря на вензель «Е.О.» на втором занавесе, это был спектакль про
Татьяну. С нее действие началось (в первой сцене все дети как дети резвятся, а эта - лежит и читает и книжку), на ней закончилось (последний кадр это своего рода «о жалкий жребии мой!» в варианте Татьяны, а не Онегина, как в опере).
Впрочем, этот балет поставлен скорее по мотивам оперы, чем по мотивам романа Пушкина. Музыка Чайковского (хоть она взята и не из оперы «Евгений Онегин») задает рамку лирических сцен, а не энциклопедии русской жизни (как было, скажем в версии Туминаса).
Онегин (Волчков) нужен для того, чтобы носить балерину, исполнительницу главной роли (Образцову). Или стоять с мрачным видом. В третьем действии в сцене бала даже мелькнула такая мысль - Онегин будет стоять столбом посреди сцены, а танцы будут продолжаться, его не замечая (эффектно можно было поставить, на контрасте движения и полной статики).
Честно говоря, глядя на Образцову, я совершенно не думал о пушкинской Татьяне, а просто наслаждался - блистательна, полувоздушна, смычку послушна.
В первом действии было много эффектных приемов - лихие диагонали поселян и поселянок, сомнамбулическая диагональ Татьяны (в несостоявшемся дуэте с Онегиным), и контрастный к нему, состоявшийся дуэт Ленского и Ольги. Ленский (Гуданов) был такой позитивный, никаких кудрей черных до плеч (скорее Левин, чем Ленский).
Ну и сцена с зеркалом очень эффектная. Я бы конечно предпочел, чтобы Онегин оттуда внезапно выпрыгивал и публика ахала. Но и так тоже хорошо.
Второе действие было поскучнее. Только пейзаж с березками и танец Ленского перед дуэлью пошли этому действию в плюс. А секундантки-плакальщицы в минус.
Еще из минусов - шумные приземления в самом начале спектакля (потом пришли в себя и смягчили) и совершенно немузыкальные ударные в оркестре.
А в третьей части - много плюсов. Много Образцовой. Блистательный Санкт-Петербург - костюмы, декорации. Танцы на балу. Зеркально отраженная сцена с разорванным письмом.
А минус единственный - неубедительные выбегания Онегина со сцены. Впрочем последнее слово, как я уже написал, осталось все же за Татьяной.