.
21 февраля в Варшаве прошла пресс-конференция, посвященная совместному проекту Фестиваля «Золотая Маска» и Института Адама Мицкевича - программе «ДА! ДА! ДА! Современный театр, драматургия и перформанс из России».
Вечером этого же дня - дискуссия «Театр во время распада империи», в которой приняли участие режиссеры Константин Богомолов и Николай Коляда, театральный критик Марина Давыдова, куратор программы проекта «ДА! ДА! ДА!» Агнешка Любомира Петровска, переводчик российской литературы
(
http://www.goldenmask.ru/news.php?id=1644 )
На сайте Золотой маски опубликована программа фестиваля «ДА! ДА! ДА!» :
ГОРКИ-10 Театр «Школа драматического искусства» и Лаборатория Дмитрия Крымова, Москва
ЖИЗНЬ И СУДЬБА Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург
ЗАЖГИ МОЙ ОГОНЬ Театр.doc
ЗАПЕРТАЯ ДВЕРЬ Театр "Post"/Лаборатория «ON.Театр», Санкт-Петербург
ЛИР. КОМЕДИЯ Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург
СОЛДАТ Театр.doc, Москва, и Театр «Post», Санкт-Петербург
УЗБЕК Театр им. Й. Бойса и Сахаровский центр, Москва
Я СВОБОДЕН Театр «Post», Санкт-Петербург
SHOOT/GET TREASURE/REPEAT Театр «Post», Санкт-Петербург
(и еще две постановки наших режиссеров в польских театрах)
Показательный список. Виден очень жесткий идеологический формат (поляки ОЧЕНЬ хотят про «распад империи»).
«Жизнь и судьба», а не «Берег утопии».
«Лир» Богомолова, а не «Событие», «Горки» Крымова, а не «Демон» .
И очень жесткий эстетический формат - Волкострелов, Волкострелов, Волкострелов, Волкострелов вместо Бутусова, Женовача, Карбаускиса, Марчелли, Могучего.
Коляду пригласили участвовать в дискуссии, но его спектакль «Борис Годунов» не включили в программу (см.
http://kolyadanik.livejournal.com/2058606.html, то ли не договорились, то ли убрали в последний момент, как неформатный и разрушающий идиллию ?)
Блогоприятель
renansky зрит в корень (хотя всецело поддерживает и одобряет такой подход) :
идентичность сегодняшней русской сцены, какой она предстает в афише «ДА! ДА! ДА!», - это идентичность в известной мере скалькированная …
организаторы фестиваля будто бы силятся разглядеть в современном отечественном театре узнаваемые черты, определяющий вектор польского культурного процесса в последние двадцать с лишним лет
(
http://www.colta.ru/docs/14354 )
Польским кураторам оказался совсем не интересен «другой» (другая эстетика, другой взгляд на мир), они не ищут «иное», «непривычное», они ищут «знакомое», «своё». А кто ищет, тот всегда найдет.
Одной из важнейших целей проекта «ДА! ДА! ДА!» является создание пространства для диалога и сотрудничества между польскими и российскими театральными деятелями.
Ну какой уж тут диалог между оригиналом и копией? Копия на все вопросы отвечает «да!»
- Вы следуете за нашим вектором?
- Да!
- А вы и вправду распадаетесь?
- Да! Да! Да!
Фестиваль станет ответом на успешный проект «Польский театр в Москве», состоявшийся в 2011 году в рамках Фестиваля «Золотая Маска».
Польских зрителей можно только пожалеть, они увидят очень специфический срез русского театра, эстетически повторяющий Европу, а идеологически даже забегающий вперед Европы в стремлении показаться «бОльшими католиками, чем папа римский» (но ведь они все равно не поверят, что черного кобеля отмоешь добела :)
Нашим зрителям везет значительно больше, нам привозят из Европы (и из Польши, в частности) театр совершенно непохожий на наш собственный.