*
«БОРИС ГОДУНОВ», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2011г. (10)
Мой первый Коляда в театре Коляды, раньше видел один спектакль по его пьесе в театре Виктюка («Рогатка») и три в Современнике («Мурлин Мурло», «Мы едем, едем» и «Уйди, уйди»). Можно обратить внимание на повторы слов в названиях современниковских пьес, это не случайное совпадение, а специальный прием - «зацикливание», которое и в «Борисе Годунове» активно применяется и «делает» финал спектакля.
По первому впечатлению театр Коляды похож на
московские студии 80-х годов (Беляковича, Кургиняна, Щепенко) - яркое и плотное хоровое действо, оформительский минимализм и содержательный максимализм (голь на выдумку хитра - простые предметы-метафоры и сложные вопросы).
Спектакль начинается с «колядок» - карнавальной стихии. Нечистая сила водит хоровод. Рога, горбы, коврики с лебедями иконами, матрешки, топоры и вилы, бидоны, стиральные доски. Все это вертится по сцене, притопывает-прихлопывает, гремит и грохочет.
История - шумный и бессмысленный, бесконечно кружащийся на одном месте хоровод, карнавал мелких, нечистых бесовских масок (русская история - карнавал а-ля-рюс).
В сцене Пимена история (не живая история, происходящая здесь/сейчас, а прошедшая и уже зафиксированная пером/топором летописца "тушка истории") предстает кровавым месивом. История человечества - история войн, мятежей, набегов, грабежей, бунтов и переворотов.
Свинья грязь найдет
Карнавал поставлен выразительно, но неряшливо и чрезмерно - лобовой примитивизм утомляет, да и на содержательном плане банальная «игра на понижение». Опустили на дно, убрали вертикальный стержень и наблюдают сверху за копошением, броуновским движением убогих человечков. Свинья грязь найдет, Пушкина (и Гоголя) часто ставят как «шендеровича» («в деревне Гадюкино всегда идут дожди», «сходил в народ, теперь отмываюсь»).
Актер безмолвствует
Спектакль Коляды над подобным унылым «дном» поднимается.
Поначалу за счет простодушной матрешечной яркости (он не серый-грязный, а цветной) и хоровой энергетики. А потом и за счет остановок хоровода, выразительных театральных пауз. Вот например, перед началом монолога «достиг я высшей власти» актер, играющий Годунова, берет и держит огромную паузу. Высшая власть актера - власть над залом, когда актер безмолвствует. В этой тишине начинают проявляться другие смыслы, вертикальное измерение, и слово «высший» после паузы звучит значительно. Второй момент тишины возникает из самого китчевого предмета - дискотечного зеркального шара, пародийной царской державы Годунова. Казалось бы явное снижение, но шар дает отблески по всему зрительному залу, возникает образ театрального космоса и вместе с ним образ исторического Космоса. А совсем не карнавального Хаоса. Такие паузы обещают нечто бОльшее чем карнавал-до-конца.
Во втором действии обещание сбывается -
http://lev-semerkin.livejournal.com/417377.html .