Производство и потребление
Многообразие возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет огромно. В то же время, практически все действия, совершаемые пользователями можно разделить на две большие группы - по конечному результату.
Первая группа - действия, связанные с потреблением информационного продукта. К этой группе относятся собственно чтение (и другие виды визуального восприятия) информации, размещенной на веб-страницах, и скачивание файлов, размещенных в свободном доступе. На упрощение этих действий направлена работа таких сервисов, как поисковые системы, RSS-маршрутизаторы, тематические электронные рассылки и им подобные. В результате действий первой группы, совершаемых пользователем, общее количество и структура информации в Сети остаются неизменными (архитектура Интернета предусматривает потребление данных в виде копирования на компьютер пользователя).
Вторая группа действий предусматривает размещение информационного продукта пользователем в сети в том или ином виде. Примером здесь будет собственно создание веб-страниц, использование конференций, форумов и чат-комнат, а в последние годы - стремительно набирающий популярность блоггинг. В результате деятельности этого вида количество информации, доступной в Сети, увеличивается.
В свою очередь, действия из обоих групп пользователь может совершать как в рамках исполнения должностной инструкции, или производственного задания, так и по собственной инициативе, не связанной с работой. В данной статье автор мы не будем касаться «Интернета как рабочего инструмента» - поскольку мотивация пользователя здесь неразрывно связана с общей мотивацией трудового процесса. Также мы не рассматриваем мотивы людей, занятых в создании и поддержке веб-ресурсов организаций - как коммерческих, так и НКО. Цели создания и работы ресурса здесь соответствуют уставным целям каждой конкретной организации.
Мотивация «потребителей»
Огромное большинство пользователей использует ресурсы Всемирной Сети как источник информации. Полученные данные помогают (прямо или косвенно) удовлетворять большую часть потребностей, рассмотренных в модели Маслоу. Прежде всего - это познавательные потребности. Информация из Интернета дает возможность расширить кругозор, познакомиться с широким спектром мнений о некоем событии, ли получить ответ на интересующий вопрос. Немаловажную роль обеспеченность данными играет и в удовлетворении потребности в безопасности - полные знания об окружающее мире позволяют избежать многих неприятных ситуаций в повседневной жизни.
Увеличение доступного багажа знаний помогает также в удовлетворении некоторых других потребностей пирамиды - как-то потребность в уважении и самоактуализации, а также потребность социализации в рамках сообществ, условием комфортного существования в которых является некий интеллектуальный уровень (который достигается путем расширения кругозора).
Эстетические потребности в некоторой степени также можно удовлетворить посредством получения сетевой информации - в свободном доступе в Интернете имеется достаточно много произведений искусства (тексты, репродукции, музыкальные и видео файлы, и так далее).
Мотивация «поставщиков»
Развитие современных Интернет-сервисов (прежде всего - блог-сервиса) делают размещение контента в Сети достаточно простым для широкого круга пользователей. В настоящее время количество информации, размещенной в свободном доступе вне проектов, поддерживаемых организациями уже заметно уступает количеству пользовательского контента. Именно на возможности размещения и модификации данных пользователями строится современная концепция развития Глобальной Сети - Web 2.0, и наиболее успешные Интернет-проекты последних лет - Google, Wikipedia, многочисленные блог-сервисы и социальные сети. В то же время, мотивация поставщиков данных в сеть отличается от мотивации потребителей.
Главенствующее место здесь занимает потребность в уважении. Любой ресурс Сети по-сути, является глобальным СМИ, тираж которого равен количеству пользователей Интернет на планете Земля. Создавая собственный сайт (блог) автор создает такое СМИ, редакционная политика которого основана на его личных интересах и предпочтениях. Структура и сервисы Интернета позволяют ему довольно легко найти единомышленников-читателей, со схожими интересами. Если же содержание ресурса составляют также и авторские материалы - реализуется также потребность в самовыражении.
НЕодиночество в Сети
Потребность в социализации (общении) в данном контексте следует рассмотреть отдельно. На удовлетворение таковой до последних лет была направлена работа особой группы сервисов - чат-комнат и форумов. Технические особенности устройства этих ресурсов, как правило, не позволяли размещать вместе большие массивы информации и системы комментирования этих массивов читателями, а ресурсы, дающие эту возможность были редки и узкоспециализированы. Бум блог-сервисов обусловлен именно тем, что именно этот тип ресурсов позволил размещать в рамках одной системы как разнообразный (и, при необходимости, весьма объемный) пользовательский контент, так и систему его обсуждения. Именно блогосфера наиболее полно охватила весь спектр потребностей пользователя - от потребности в безопасности (опосредованно), до потребности в самоактуализации. Сложность этой системы стала причиной того, что именно блоги - актуальный объект современных психологических и социологических исследований (в России - работы
Т.А. Широковой,
О.Н. Арестовой и др.).
Авторы и комментаторы
Еще 4-5 лет назад можно было проследить четкое деление между «авторами» - людьми, в основном реализующими потребности в уважении и в самоактуализации (их вотчиной были домашние странички или аккаунты на тематических ресурсах), и «комментаторами» - удовлетворяющими потребности в общении, в чат-комнатах и на форумах, а также активно комментирующих «авторские» материалы. Блогосфера позволила и тем и другим объединиться на площадке одного универсального сервиса. Именно здесь ситуация полностью соответствует одному из постулатов теории Маслоу - о количественно соотношении испытывающих потребности.
Маслоу говорит, что потребности первого уровня (физиологические, потребность в безопасности) испытывают все жители планеты, потребность в расположенности группы и в уважении - 50%. Потребности более высокого уровня актуальны лишь для 10-20% (хотя с повышением уровня жизни и образования потребности высших уровней начинают испытывать все больше людей). Именно так и распределяются количественно пользователи Интернета вообще и блог-сервисов в частности: около 25% авторов ценного контента, и больше 50% «комментаторов» удовлетворяющих, в основном, потребность в общении. Среди последних особенно выделялись «комментаторы-пранкеры» склонные к провокационному поведению - в оскорбительной форме, и часто безосновательно ругающие в комментариях авторский материал в надежде на несдержанную реакцию. Нередко с формами поведения в сети также четко коррелирует и интеллектуальный уровень пользователей (кругозор и уровень знаний «авторов», как правило, шире).
Напоследок стоит заметить, что именно предоставление широкому кругу пользователей возможности удовлетворить также весьма широкий спектр потребностей и обуславливает коммерческий успех проектов Web 2.0 - основанных на использовании пользовательского контента. Ресурсы Сети обеспечивают удовлетворение потребностей все более низкого уровня - что способствует все более и более быстрой популяризации Интернета.