КДПВ (реклама упаковочной компании из американского журнала сороковых годов ХХ века):
"Мусорная проблема" - это на 50% (некоторые считают, что больше) проблема выброшенной упаковки. Наиболее отбитые зеленые предлагают ее решать, не пользуясь одноразовой упаковкой вообще, более умеренные - используя бумажную. И, как и по мотивам любой актуальной проблемы, сообщество проводит дизайнерские конкурсы, коммерсанты делают заказы разработчикам.
Поскольку (особенно для дизайнера) характерно желание не действовать поэтапно, а решить проблему разом и сплеча - в основном стараются фантазировать в рамках концепции упаковки, одноразовой посуды и т.п., которые переработки не требуют вовсе ("разлагаются на воздух и солнечный свет"). Это
свето, - гидро- и биоразлагаемые пластики,
съедобная посуда/упаковка и тому подобное.
Этот подход кажется невероятно изящниым, но ровно до того момента, как дело доходит до практики. Потому что задача разлагаемости прямо противоречит основной функциональной задаче упаковки (внимание на КДПВ). И менеджеры/инвесторы это прекрасно понимают - и относятся к таким проектам скептически.
Кроме того, если разлагаемая до компоста упаковка производится по технологии традиционного полимерного производства (а сейчас такой большинство) - то получается, что мы фактически применяя ее, удобряем землю нефтью и газом вместо навоза. То есть истребляем невозобновимый ресурс почище любого ДВС.
А в реальном мире - упаковку таки перерабатывают. И в рамках ее переработки тоже стоит множество задач для дизайнеров (именно для них). Правда, они очень "земные", и тут не стрельнешь модным (правда, никому не нужным) стаканом из агара.
Так вот, сложнейшая задача при переработке мусора - это разделение его на фракции. Причем в виде сортировки потока мусора на конвейерной ленте или в сепараторе она не решается - потому что многие упаковки многокомпонентны сами по себе (отличный пример - сигаретная пачка: там бумага, картон, фольга, пластик разных видов). Известна "проблема крышечки" пластиковой бутылки: ПЭТ-бутылка - один из самых дружественных к переработке видов мусора. Но только если на бутылке нет крышечки и этикетки (и то и другое перерабатывается отдельно). Соответственно, процесс усложняется и удорожается в разы, потому что приходится избавляться от лишнего. Примеров много, найти их далее не проблема.
Соответственно актуальная дизайнерская задача с действительно эффективной экологической отдачей - создание однокомпонентной упаковки, которая бы облегчала процесс разделения мусора для переработки. Причем не менее яркой, оригинальной и привлекающей внимание покупателя, чем традиционная.
И кстати, с растущей тенденцией к перекладыванию ответственности за переработку отхода на производителя, решение этой задачи - дело не только нужное миру, но и денежное.
А желающие странного могут продолжать грызть стакан.