Баку - сто лет назад

May 02, 2013 06:42


Для того, чтобы окончательно покончить с революцией, оградить себя и свой трон от повторения митингов и стачек, Николай II учредил в некоторых городах (Петербурге, Москве, Киеве, Тифлисе, Баку) особые управления - градоначальства.
В октябре 1906 года царь подписал указ об учреждении Бакинского градоначальства. Во главе его стал Петр Иванович Мартынов, бывший жандармский офицер на Закавказской железной дороге.



С 1906 - и.д. Тифлисского полицмейстера; позднее - и.д. киевского полицмейстера.
Январь 1909 г. - конец 1915 (начало 1916) - бакинский градоначальник.
1916 - 1917 полковник П.И.Мартынов был губернатором Черноморской губернии.

Крошечные, бесцветные глаза этого крепко сложенного, свирепого вида мужчины источали ненависть и злобу. Он облачался в полковничий мундир, при этом кончик ножен его шашки на широкой портупее, переброшенной через плечо, волочился по земле, на сапогах позванивали шпоры, на шее сверкал эмалью и золотом орденский крест. Мартынов велел изготовить для себя экипаж необычной формы. Он был очень просторный и с низкой посадкой. На заднем сидении можно было уместиться троим. Однако, чаще всего градоначальник шагал рядом с экипажем, который катился порожняком.
Мартынов был грозой бакинских гочу. Одно имя градоначальника наводило на бандитов страх. Они старались держаться от него подальше.
Основной их деятельностью были разбои и грабежи. Число их увеличивалось по мере роста благополучия нефтемагнатов. Капиталы притягивали к себе преступные элементы, а это в свою очередь порождало ответную реакцию, обеспечение безопасности. И эту свободную нишу очень удачно заняли бакинские гочу. После определенного этапа становления деятельность этих людей перешла в совершенно другую плоскость, а именно в сферу охраны. Имея в своем распоряжении огромное количество бандитов рангом поменьше, главари гочу обеспечивали неприкосновенность таких людей, как Тагиев, Нагиев, Муртузов, Мирбабаев и даже представители иностранных компаний, братья Нобель, Ротшильд и Беккендорф пользовались их услугами.



Гочу со своим сыном

Если кому-то из них приходилось сталкиваться с Мартыновым лицом к лицу, гочу смирели, кланялись чуть ли не до земли, а потом вытягивались в струнку. Они имели привычку носить высокие, вроде генеральских, папахи из бухарской каракульчи. Мартынов принялся их укорачивать. Завидев гочу, делал знак своему адъютанту; тот срывал с гочу папаху, рассекал её клинком надвое, нижнюю часть нахлобучивал владельцу на голову, а верхнюю швырял в него, либо бросал на землю.

Градоначальник подчинялся не губернатору, а непосредственно Петербургу. Полномочия имел неограниченные. И всю свою ненависть направлял на подавление революционных настроений. При одном упоминании о стачках и стачечниках он приходил в неистовство. Непокорных подручные Мартынова забивали плетьми до бесчувствия, заковывали в кандалы и засылали на каторгу.
Иногда Мартынов садился в экипаж и сам, стоя, правил лошадьми. Прохожие в ужасе жались к обочинам. Градоначальство помещалось на углу Набережной (проспект Нефтяников) и Садовой (Чкалова), где сейчас расположился республиканский Дом медработников. Одним балконом здание обращено к морю, другим выходит в сторону Губернаторского сада. Жил Мартынов в этом же здании. Днём и ночью у подъезда дежурили городовые. Над парадным входом и на углу перед домом висели большие газовые фонари и вечерами весь квартал ярко освещался…



Для прекращения стачек и подавления “мятежей” крупные нефтепромышленники выделяли через “Совет съезда” на полицейские нужды ежегодно 535 000 рублей. При первом же подозрении на “смуту” градоначальство принимало срочные меры. Были, к примеру, такие случаи: в сентябре 1908 года в бакинское градоначальство поступило из Тифлиса письмо, где сообщалось, что, судя по сведениям, поступившим в канцелярию наместника Кавказа, бакинский житель Гаджи Зейналабдин Тагиев посылает денежные средства в Иран сторонникам революционного движения Саттар-хана и что надо обязательно принять соответствующие меры пресечения.

Будущий магнат и мусульманский лидер родился в Ичеришехере в бедной неимущей семье башмачника Таги. С раннего детства работал грузчиком и помощником каменщика. В 1870 ему уже принадлежал небольшой керосиновый завод с двумя котлами. А к началу 80-х годов XIX века тагиевской фирме принадлежали 30 десятин нефтеносной земли в селениях Балаханы и Биби-Эйбат, две шхуны для перевозки нефтепродуктов, склады в Царицыне, Нижнем Новгороде и Москве, два завода:керосиновый и по выпуску смазочных масел.



Гаджи Зейналабдин Тагиев 1823 - 1924 ( нефтепромышленник и меценат,
украденный за выкуп молодым "гастролером" Кобой Джугашвили)

У Тагиева есть большие заслуги в области книгоиздания. Интересна история перевода Корана на азербайджанский язык. Реакционное духовенство яростно сопротивлялось переводу Корана, доказывая, что изречения Корана суть божественного происхождения, а потому никто не имеет права вникать в их смысл и переиначивать их по-своему. Тагиев отправляет кази Мирмагомеда Керима в Багдад, откуда тот привозит официальное разрешение на перевод. Затем Гаджи заказывает из Лейпцига арабский шрифт и печатает перевод. Переводчиком был сам кази Мирмагомед Керим. На средства Тагиева печатаются книги Сеида Азима Ширвани и Мухаммеда Хади. Он внёс огромный вклад в развитие образования, открыл мусульманскую школу для девушек. В 1901 году вложив 300 тыс. рублей Тагиев открывает первую в Баку женскую школу. Это была единственная школа европейского типа не только в Баку, но и во всём мусульманском мире. Школа находилась на Николаевской улице. Сейчас здесь размещается Институт рукописей Академии наук Азербайджана

На пособия Тагиева учился и Нариман Нариманов.В 1899 году Нариманов составил учебную «Краткую грамматику татарско-азербайджанского языка». В это же время он обратился в Главное управление по делам печати с прошением о разрешении издавать на родном языке с параллельным переводом на русский еженедельную газету «Таза хабарлар» («Новые вести»), но получил отказ. Книга «Надир-шах афшар» также была издана на средства нефтепромышленника Тагиева.



Нарима́н Кербалаи Наджа́ф оглы́ Нарима́нов ( 1870 - 1925) - писатель, общественный и политический деятель ,
Нарком иностранных дел (1920-1921) и председатель СНК Азербайджанской ССР (1920-1922)

В октябре того же года градоначальство получило ещё одно предписание от начальства канцелярии наместника: “Ряд мусульман на Кавказе, потворствующих революции, помогает иранским революционерам деньгами и оружием. В их числе - бакинские жители Мухтаров и Тагиев, личности весьма состоятельные. Считая для себя честью довести до Вашего сведения пожелание господина наместника, прошу Вас установить за вышеназванными лицами негласный надзор”

Градоначальник пригласил к себе Тагиева и Мухтарова, напомнил им о том, что Российская империя связана узами дружбы с персидским монархом, что не следует помогать иранским смутьянам и тем вызывать законное недовольство шаха." Сиё может бросить тень на взаимоотношения двух держав."
Тагиев отвечал "Мы не оказываем никакой поддержки революционерам. В результате столкновений и междоусобиц погибло много людей. Остались сироты, вдовы, старики. Они погибают от голода, болезней. Мы помогаем несчастным. По шариату, долг каждого правоверного мусульманина - поддерживать обездоленных. Иначе нас назовут кафирами"



А на дворе уже второй год бушевала Первая Мировая война, царской власти оставался ровно год,близилась революция и страшные события 1918-ого года.

Тюргеши, война и мир, русские не сдаются, Персида, города и веси

Previous post Next post
Up