Ненавидеть кожей

Aug 19, 2013 04:48




«Все пережитое страной, как в зеркале, отразилось в тюремном и лагерном быте. Кривое ли это зеркало? Идеологическая ложь, искусно разжигаемые межнациональные конфликты, унижение людей и лишение их права на достойную жизнь, на само существование - грехи государства, которые в уголовной и тюремно-лагерной среде проступили страшными пятнами татуировок и жаргона, криминальных сюжетов и извращенных представлений о строении общества, нациях, социальных идеях. Мы все долго жили при самом негодяйском авантюрно-бандитском правлении, и слава Богу, что оно медленно уходит, хотя еще продолжают нас душить всякого рода «паханы» и «паханчики». И пока они не разделят между собой все созданное нашими дедами и отцами, они, похоже, не будут бороться с коррупцией и организованной преступностью»


Данциг Сергеевич Балдаев (1925 - 2005 гг.) - российский сотрудник правоохранительных органов, ветеран МВД, тюремный надзиратель следственного изолятора «Кресты», коллекционер тюремных татуировок и собиратель тюремного фольклора. Крещёный бурят. Автор книг «Татуировки заключённых», «Russian criminal tattoo», "Словарь блатного воровского жаргона" http://lev-dmitrich.livejournal.com/70856.html



Данциг Балдаев - человек легендарный: 40 лет проработал в уголовном розыске, и за время своего неформального общения с зэками собрал уникальную коллекцию татуировок. Эти альбомы, пользующиеся огромной популярностью, выходили не только у нас, но и в Венгрии, ФРГ... Среди нательных росписей встречаются самые причудливые: одни говорят о блатной истории носителя, другие - о его пристрастиях и даже политических взглядах. Есть и такие, которые понять непросто, вернее, непросто понять того, кто решил нанести эти рисунки на себя: свастика, портрет Гитлера... Причем это делали не сегодняшние молодые отморозки - скинхеды, а люди вполне взрослые. Неужели корни российского фашизма так глубоки, вам, как участнику войны, вероятно, дико осознавать, что в XXI век мы, страна, победившая фашизм, входим со своими фашиствующими молодчиками? http://lev-dmitrich.livejournal.com/152659.html



- Я думаю, дело здесь в том, что коммунизм и гитлеризм - это, по сути, одна система. В основе - шовинизм, презрение к человеческой жизни. Вот, к примеру, такой эпизод из нашей истории. Михаил Фрунзе клялся-божился войскам Врангеля: «кто сдастся - сохраним жизнь». А после этого, не моргнув глазом, тысячи расстреляли. А сколько миллионов «раскулаченных» крестьян выкорчевано-вырезано! Или война. Десятки миллионов потерял СССР в войне с фашизмом, во много раз больше немцев. Пиррова победа. Коммунисты никогда не считались с людскими потерями. А вместе гитлеризм и сталинизм стоили жизни многим десяткам миллионов людей на планете.



- А почему все же наши зэки, натерпевшиеся от коммунистов, потом воевававшие с Германией, накалывали свастику? Простой люд после войны мог разорвать за это...
- В лагерях к этому относились спокойно. Зэки не переносили официальную ложь, что «мы - великий советский народ», «самые-самые», и порой в пику этому официозу наносили фашистские татуировки.
- Корни наших фашиствующих молодчиков - в тех лагерях?
- И в лагерях, и в обществе... Националисты, восхваление великой Руси... Скинхеды? Сегодня их десятки тысяч по стране, и ими явно кто-то руководит. Мне еще в 56-м году и позднее приходилось задерживать подобных. Сажать их надо, а у нас либеральничают. В начале девяностых как-то увидел в Москве такую картину - постовой милиционер разговаривает с парнем со свастикой на рукаве. Я предъявил свое удостоверение майора МВД запаса, спрашиваю: «Как ты, при исполнении, смотришь на это?!» А он: «Демократия... все разрешено». Но демократия - это прежде всего дисциплина, ответственность, самосознание, требовательность не только к другим, но в первую очередь к себе.
- У нас же в Уголовном кодексе есть статья «разжигание расовой и национальной розни»...
- Сегодня она действует лишь формально... Знаете, мне было стыдно срисовывать многие татуировки. Есть антирусские, много антисемитских. Интересовался у зэков: «Почему вы евреев не любите? Пайку у вас отобрали? В морду харкнули?» Начинается: «Они Христа убили... Ленина погубили...» В моей книге есть и татуировки с портретом Гитлера. Одну - «Хайль Гитлер!» - скопировал в 1981-м в Ленинграде в бассейне на Звенигородской улице. Спортивный такой был мужчина, татуировку сделал в исправительно-трудовой колонии. Почему именно этот профиль? Вряд ли он мечтал, чтобы его дети пытали и убивали своих сверстников?..



30 с лишним лет Данциг, пользуясь служебным положением, занимался изучением культуры уголовной среды. Это было нетрудно: плановые проверки, мужские бани - материал писался, можно сказать, с натуры. Данциг одно время учился на художника, правда, образование закончить не удалось. Тем не менее все татуировки с заключенных он рисовал сам.



Как видим, он был убежденным ненавистником советского режима. Отец одобрял его работу: «Собирай. Это наша история. А историю, сын, не выбирают - в ней люди живут и умирают». Однако в КГБ Балдаев получил неожиданную поддержку: по достоинству была оценена возможность легко определять по татуировкам год, место рождения, статью, название лагеря осужденного или разыскиваемого преступника, его конкретную личностную характеристику. Между прочим за время службы в МВД, в Управлении уголовного розыска Санкт-Петербурга Данциг поймал более трехсот воров, грабителей, убийц, насильников.



Данциг работал в основном по ночам в своей маленькой однокомнатной квартирке на Будапештской улице. В шкафах и на полках хранились тысячи рисунков самых замысловатых татуировок. «У меня, - шутил собиратель, - полный гардероб воровской одежки. Таких «фраков» нет больше ни у кого в России (на криминальном арго наколотый на тело традиционный набор уголовных татуировок называется «воровской фрак»).



Русская уголовная живопись имеет определенный успех у преступников в других странах. Например, в Восточной Европе и у деятелей искусств на Западе. В Париже скульпторы наносят уголовные росписи на мраморные тела, в Америке бойко продаются футболки с тату, а в Германии проходят выставки книг Данцига Балдаева.



Фотограф Элис Ламберт снимает документальный фильм «Печать Каина», а в 2007 году режиссер Дэвид Кроненберг выпускает «Порок на экспорт», позже мы видим и Микки Рурка (в «Железном человеке-2»), и прочих «хороших» и «плохих ребят» с нашей тюремной татуировкой в кино.



А западные манекенщики наносят на тела наколки советских зэков. Это модное явление у них называют Russian criminal tattoo, однако же история про «страшного русского», который увидит случайно твою тюремную татуировку и разберется по-своему, продолжает пугать многих.



Как-то самого Данцига Сергеевича спросили, не было ли у него желания наколоть татуировку, тот удивился:
- А зачем? Я что, похож на дикаря? Это для уголовника наколка имеет особый смысл, а для меня татуировка всего лишь предмет исследований. Как для натуралиста бабочка или лягушка...



Журналу Furfur Элис Ламберт дает интервью и замечает, что романтика тюремных татуировок понемногу умирает: «Можно увидеть старых с такими татуировками, но молодые их больше не делают. Многое изменилось, сегодня статус можно купить. Когда говоришь со старыми преступниками, они рассуждают так же, как твои родители говорят о музыке, «в мире больше нет ни хороших воров и убийц». Что абсолютно верно, в этом мире уже не придают «значения знакам отличия», а статусные вещи называют просто «понтами».



ИмПермия, русские не сдаются, ООО Воры, АшинаШАТ, ХАЧафобия

Previous post Next post
Up