Семилетние циклы развития (S-теория). Конспект лекции 12 декабря.

Dec 14, 2009 16:51

С давних времен люди пытались выявить закономерности, по которым происходит развитие человека. Многие ритуалы древности связаны именно с переходом из одного состояния в другое - так называемые инициации. Это показывает, что наши предки осознавали значимость данной темы не только для индивидуальной жизни, но и для рода в целом. Существует немало различных систем возрастной периодизации, начиная от простейшей бытовой «детство-юность-зрелость-старость» и до обширных научных трудов. Однако в большинстве своем эти системы похожи в одном: очень подробный акцент делается на развитие ребенка, менее подробно освещается юность, а развитие взрослых людей рассматривается очень поверхностно. Складывается впечатление, что взрослый человек уже не развивается. Поэтому S-теория для меня - это прежде всего очень позитивное утверждение, что развитие человека происходит непрерывно. И многие так называемые «проблемы», переживаемые нами, связаны именно с тем, что подчас бывает трудно принять перемены, диктуемые этим естественным ходом развития, совершить в своей жизни необходимые изменения.

На эмпирическом уровне уже достаточно давно было замечено, что примерно раз в 7 лет происходят глобальные изменения в жизни индивида. В S-теории период жизни также делится на «семилетки», во время каждой из которых мы решаем достаточно глобальные задачи развития. Причем первая треть нашей жизни в большей степени посвящена развитию индивидуального (физическое развитие, то, что заложено в нас на уровне генетики), вторая треть - развитию Эго (самоосознание, ответ на вопрос Кто Я), третья - развитию личности как возможности взаимодействовать с этим миром, влиять на него, вносить вклад на уровне общечеловеческого.

Сразу хочется сказать, что возраст здесь имеется ввиду не биологический, а психологический. Поскольку мы порой можем буквально «застревать» на каком-то этапе. Как говорится, «Между 18 и 19 я прожила 10 замечательных лет». Причины этого - как сложности индивидуального развития (травмы и т. д.), так и социальные. Дело в том, что в настоящее время в социуме происходит тотальная инфантилизация, которая поддерживается на уровне социальной ценности. Так называемый культ молодости. Манипулируя основными нашими страхами - смерти, одиночества, отвержения - нам навязывается неприятие собственной зрелости. Впрочем об этом я писала вот здесь, например: http://letucheva-mv.livejournal.com/31552.html. И если до какого-то момента социум еще как-то поддерживает наше развитие (у женщин лет до 28, у мужчин до 35), то после начинается самое интересное… но об этом чуть позже.
Итак, коротко о каждом этапе.

Первая семилетка. 0 - 7 лет. «Становление».
Имеется ввиду становление личности, ее основы.
И первый кризис - кризис рождения, буквально на уровне «умирания» в одном мире - внутриутробном - и «возрождения» в физическом. От того, как происходит этот переход, может зависеть и наше отношение как к переменам в целом, так и к очередным жизненным кризисам, в частности. В любом случае, мы можем испытывать бессознательный страх перед изменениями, который ассоциируется для нас со страхом смерти. Переживания из серии «Мама, роди меня обратно». И задача родителей весь этот большой этап - научить ориентироваться в этом мире, обеспечить его безопасность. Ключевая тема воспитания - обозначение границ (правил) для ребенка (хорошо-плохо, можно-нельзя, возможно - невозможно, опасно-безопасно). А также - постепенное и своевременное отделение от матери. В частности, затянутый до 2-3 лет период кормления грудью может затруднить этот процесс.
В первую очередь происходит бурный физический рост, проявляются индивидуальные особенности, уникальная программа, заложенная генетически.
Застрять на этом этапе практически невозможно - только при условии серьезных органических нарушений или грубейшей психологической травматизации.
Здесь закладываются отношения (и отношение) с миром, людьми и собой. Доверие-недоверие миру, людям и себе. И здесь еще возможно воспитание (потом может быть лишь перевоспитание, что потребует бОльших усилий).
Впрочем, более подробно я здесь останавливаться не буду, поскольку этот период достаточно освещен в литературе.

Вторая семилетка. 7 - 14 лет. «Сверстники».
Продолжается рост и физическое развитие.
Ребенок переживает кризис - выход в «большой» социум. До этого первым и самым значимым социумом была семья, и даже детский сад был скорее как ее продолжение, или не очень удачная альтернатива. Здесь же ребенок буквально «рождается» как личность в социум - аналогично физическому рождению младенца. И с этого момента значимость родительской семьи неуклонно снижается, а вот значение сверстников в жизни подростка так же неуклонно растет. Ребенок буквально обнаруживает, что сверстники - это живые люди (до этого другие дети воспринимались скорее как большие игрушки, и родителям требуется терпение, чтобы объяснить, что «им тоже больно»). Кроме того, правила жизни, усвоенные в семье - первой и главной модели социума - проходят проверку реальностью. И если правила семьи и социума вступают между собой в серьезный конфликт, ребенку невероятно тяжело. Впрочем, в любом случае вряд ли они, эти правила, полностью совпадут. Поэтому ребенок проходит через серьезную адаптацию, причем если в детском саду это касалось в основном распорядка дня и правил поведения, то теперь еще добавляется учебная деятельность, а также выстраивание отношений с миром сверстников и взрослых. И все, что могут родители, - это поддерживать взрослеющего ребенка, верить в его возможности и быть на его стороне. Это очень много, поверьте.
Основной вопрос, который решаем мы на протяжении этого периода - Кто я среди сверстников? Какова моя роль, мое место в группе? С кем я? Темы подражания, принадлежности к группе, соревновательности, а также полоролевой идентификации. Заканчивается период переживанием первой любви (как правило неразделенной), что является своего рода инициацией и переходом подростка на очередной виток развития. Хорошая иллюстрация этого процесса - фильм «Реальная любовь».
Признаком застревания на этом этапе, или «хвоста» оттуда, может служить чрезмерная соревновательность (из серии «членами померяться»), озабоченность мнением окружающих. А еще отсюда растут сложности, связанные с принятием собственной сексуальности, полоролевой модели, сложности в построении парных отношений и т. д.

Третья семилетка. 14 - 21 год. «Социум».
Новый качественный скачок в развитии. Кризис характеризуется тем, что подросток, пережив первую любовь, буквально выгорев изнутри и вновь возродившись к жизни, чувствует в себе мудрость всего мира. Он внутренне уже ощущает себя взрослым. А вот социум - нет. Ни школа, ни современное общество, ни как это ни печально семья не признают за ним «взрослых» прав. Хотя сейчас по крайней мере стали паспорт выдавать - уже очень хорошо. Но если вспомнить про тотальную инфантилизацию социума, снова становится грустно.
В течение этого периода в основном завершаются процессы роста и физического развития. Заканчивается обучение в школе, происходит выбор дальнейшего направления обучения. Однако выбор «чем я буду заниматься по жизни» произойдет несколько позже, поэтому часто выбор учебного заведения и то, чем человек будет заниматься в дальнейшем, может сильно различаться.
Основные задачи, решаемые в этот период, связаны с взаимодействием с миром, социумом и людьми. Юноша пытается встроиться в социум, соответствовать стандартам и правилам взрослого мира, и либо соглашается с правилами этой игры (конформизм), либо нет (андеграунд). Он также учится самостоятельно обеспечивать свои потребности, выстраивает систему жизненных ценностей и строит жизненные планы, которые могут показаться утопичными (однако они должны быть таковыми всилу этапа развития). В отношениях также много романтики (и романов), чрезмерных ожиданий от них и от партнера.
Застревание на этом этапе может проявляться целым букетом «хвостов» - от чрезмерного стремления соответствовать социальным стандартам до асоциальности, от иждивенческой позиции уже взрослого человека до подчеркнутой «самодостаточности» одиночки, от романтизации жизни и отношений (и как следствие неприятия реальности, а в партнере - его особенностей живого человека) до негативизма (все вокруг дерьмо) и грубого цинизма. Особенности возраста ярко демонстрирует еще советский фильм «Курьер».

На этом заканчивается первый большой период нашей жизни, когда основной задачей было индивидуальное развитие, и начинается следующий - период развития самосознания, ответ на вопрос «Кто Я?» в глобальном, жизненном масштабе. О том, как разворачивается этот период в течение следующих 3-х семилеток, я расскажу позже.
А еще более подробно узнать, что происходит на каждом этапе, можно будет из методички по S-теории, которая, судя по словам автора Шишкова С. Н. (Сталкера) вот-вот выйдет, или на открытых лекциях. Добро пожаловать! )))))

зрелость, психология, S-теория, Новый Проект

Previous post Next post
Up