Рисунки на полях

Sep 03, 2009 23:34

Мои размышления, которые отчасти, в соавторстве с другим психологом, будут опубликованы в газете "Труд". Интересно, что статья будет - с картинками.

А что вы обычно рисуете на полях?
Я в последнее время - спирали разновсяческие, вот кстати еще один пример "стереотипного" рисунка. Что бы это значило?

Изучая рисунки, убеждаюсь: что бы человек ни рисовал, он рисует - себя. Свои переживания, мысли, свое отношение к чему-либо, свое восприятие самого себя и своей жизненной ситуации.

Чаще всего «рисунки на полях» делаются в состоянии не очень сознательном, когда человек погружен в себя, его внимание рассеяно. Именно в этом состоянии на поверхность выходят образы, которые могут многое поведать нам о том, что мы порой скрываем даже сами от себя, либо не считаем нужным как-то проявлять вовне. Иногда это может быть ключом к решению проблемы, над которой мы бьемся, или по крайней мере сигналом к тому, на что стоило бы обратить внимание.

Я сейчас говорю в большей степени о самодиагностике и самоисследовании, поскольку для стороннего наблюдателя эти рисунки менее информативны. Мы, конечно, можем с очень большой вероятностью предположить, что топоры, мечи, копья, стрелы и т. д. (очень распространенный «мужской» стереотипный рисунок) могут выдавать сдерживаемую внутреннюю агрессию, но далеко не всегда мы можем правильно интерпретировать, чем эта агрессия вызвана: совещанием у начальства, конфликтом с коллегой или отношениями в семье. Поэтому психологи всегда используют анализ рисунков в совокупности с другими методами исследования личности - тестами, диагностической беседой и т. д. Зачастую рисуночный тест, например, является хорошей возможностью для установления контакта психолога с клиентом, поводом поговорить о том, что происходит во внутреннем мире человека, ну и конечно же, исходя из того, что нарисовано, сделать предположения о характере проблемы.

Что касается собственно рисунков, я бы их разделила, очень условно, на стереотипные и творческие (разделение авторское). К первой группе я бы отнесла рисунки, которые повторяются, а также выполнены в схематической манере: например, те же стрелы, или цветочки, или геометрические фигуры. Повторяющиеся рисунки могут говорить о высоком внутреннем напряжении автора, а также о привычном для него способе справляться с этим напряжением, тревогой. Например, цветочки (рис. 1, 2, 3) могут говорить о попытке уйти от решения задачи, вернуться к более «детскому» состоянию, успокоиться, убедить себя, что «все хорошо». Изображения клеток, решеток и т. д. сигналят нам о том, что человек буквально чувствует себя запертым в данной ситуации, не может найти выхода. Либо пытается решить проблему путем сдерживания, строгого самоконтроля и самоограничения (рис. 1, 2). О высоком уровне тревоги нам также говорят усиленный нажим, многократные прорисовывания одной и той же линии, чрезмерная и тщательная штриховка.



рис. 1


рис. 2


рис. 3

Стилизованное изображение подписи, особенно украшенное (рис. 7), может символизировать желание человека самоутвердится в социуме, достойно предъявить себя окружающим, обозначить свою территорию. Сердечки на рис. 10 напрямую обозначают актуальную для рисовавшего область - чувства и отношения. Причем здесь уже в большей степени проявляется личность автора - появляется лицо. Изображение источников света (фонарь, лампа, свеча) может указывать на поиск решения, желание «осветить» проблему со всех сторон (рис. 4). Причем рис. 10 и 4 уже содержат в себе признаки как стереотипного, так и творческого рисунка.



рис. 7


рис. 4


рис. 10

Здесь мы переходим ко второй группе рисунков. Их объединяет то, что в этих рисунках появляется сюжет и/или персонаж. Это может быть человек (рис. 5, 6), животные, герои мультфильма или сказки (рис. 9 и отчасти 10), дерево или даже целый пейзаж (рис. 8), а также предметы (рис. 4). Все эти рисунки объединены одним: это то, как человек себя в данный момент воспринимает. Очень важно, глядя на такой рисунок, доверять своему впечатлению - какие чувства он вызывает, с каким переживанием ассоциируется выражение лица изображенного персонажа. Как правило, оно очень точно передает состояние рисующего на данный момент. Например, рассматриваемый нами рис. 10 может указывать на переживание ярости, гнева, желание взять реванш, которые испытывает рисующий в своих отношениях со значимым человеком. А рис. 5 говорит скорее на сконцентрированности человека на своем внутреннем мире, отстраненной позиции внимательного наблюдателя, желании замкнуться, побыть наедине с собой.



рис. 5

Если человек рисует персонаж мультфильма, можно предположить, что именно с этим героем он себя в данный момент ассоциирует. Если же это группа персонажей (рис. 9), то возможно, рисующий таким образом пытается изобразить какие-то реально существующие отношения, конфликты и свою роль в них. Либо это символическое изображение сложных и противоречивых чувств, которые может испытывать субъект по отношению к какой-то ситуации. Все мы иногда переживаем состояние, когда в нас будто несколько разных людей (психологи называют их «субличности») ведут нескончаемый спор по поводу чего-либо, и мы никак не можем решить, к чему же прислушаться, какое решение принять. Рисунок может быть своеобразной попыткой выразить этот внутренний диалог, а также примирить «спорщиков», найти решение, которое устроило бы всех.



рис. 9

Вообще существует несколько достаточно распространенных психологических рисуночных тестов - например, «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», описание которых можно без труда найти. Так вот, там рассматриваются отдельные детали рисунка и их возможное значение. Еще раз подчеркиваю - на основании рисунка мы можем только сделать предположение о характере человека, его текущем состоянии, а уж насколько мы окажемся правы - вопрос нашей интуиции и профессионализма. Тем не менее, существуют некоторые закономерности. Так, изображение макияжа, украшений, подчеркнуто длинных ресниц (рис. 6) могут указывать на демонстративность, потребность во внимании окружающих, желание произвести впечатление. Рисунок дерева отражает внутреннюю энергию человека, его жизненный путь: в данном случае (рис. 8) это могучее дерево, с обширной корневой системой и раскидистой кроной, но - без листьев, «зимнее». Это может означать, что человек имеет много внутренних сил и возможностей, однако именно сейчас он может находиться на том этапе жизни, когда необходима пауза, отдых, «зимняя спячка», чтобы переоценить прошлый опыт и набраться сил для нового.



рис. 6


рис. 8

А что вы рисуете на полях?

проективные рисуночные тесты, психология

Previous post Next post
Up