все побежали, и я побежал.
спрашиваютЧто вы делаете, когда вам страшно? Ну, самолет падает в воздушную яму, артиллерийский обстрел начинается, эпидемия холеры… Я в таких случаях принимаю разумные, но совершенно недостаточные меры (пристегнуть ремень, спрятаться в окоп, мыть руки), а потом молюсь. А вы что делаете?
я советуюсь.бог в любом случае не знает и не умеет ничего такого, чего не знали бы и не умели создавшие его люди.
Вы не хотите бессмертия? Или хотите, но надеетесь достичь прагматическими методами, такими, например, как новые медицинские технологии? Или хотите, но знаете, что недостижимо, так нечего и время тратить?
очень хочу. но рай или валгалла имеют такое же отношение к бессмертию, как ковёр-самолёт к аппаратам тяжелей воздуха.
Вы хотите уверовать и не можете? Или можете, но не хотите? Или не можете и не хотите?
ну лет в пять я верил, что если перед сном не упомянуть какие-то загадочные вруцы (в руци твои, господи иисусе христе, передаю дух свой..) то какая-то кака выйдет. с тех пор быть верующим мне быть не нравится, вруцы сплошные.
Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?
все книги, которые мне нравятся, а ещё музыка, пейзажи и прочие фотографии. реальность, короче.
Существуют ли священники, которых вы считаете достойнейшими людьми? Патриарх Тихон? Митрополит Антоний Сурожский? Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)? Отец Александр Мень? Или никого?
существуют, и, необходимо признать, что во многих случаях не вопреки своей религиозности, а благодаря. на нынешнем этапе все атеистами быть не могут. даже, если кое-где подорваны социальные корни религии, остаются психологические и гносеологические.
но из вышеперечисленных я всех, кроме войно-ясенецкого считаю мудаками. падре камило торес и флориан гайер смотрят на них с презрением.
Существование Бога вы не признаете, хорошо. А признаете ли вы существование других нематериальных явлений, которые нельзя увидеть, потрогать, поковыряться отверткой? Явления, у которых есть название, символ, история, смысл, но которых никто не видел, существуют? Например, интеграл. Что еще?
я признаю существование абстракций. к которым относятся и бог, и интеграл. но интеграл отличается от бога. как бензопила от каменного топорика, хотя и то, и другое инструменты. все абстракции создаются людьми.
Как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства, сюжеты которых основаны на евангельских историях? «Благовещение» Леонардо. «Святое семейство» Микеланджело. «Рождественскую звезду» Пастернака. «Сретенье» Бродского.
именно потому что мифы и легенды мне известны в качестве мифов и легенд, я могу, пользуясь указаниями культурологов, выделять в них главное, сопоставлять с подобными мифами других народов, различать влияние той или иной эпохи итд. всё это позволяет гораздо лучше понимать, основанное на мифах искусство, чем если бы я видел в марии единственную истинную богоматерь, а не представительницу определённого типа культов.
Как вы представляете себе себя по ту сторону смерти? Превратитесь в гумус? Но это случится с вашим телом. А куда денется ваше сознание? В соответствии с законом Ломоносова - Лавуазье не может же оно просто исчезнуть?
ну, моё любимое стихотворение это "товарищу нетте, пароходу и человеку". в пароходы, в строчки и в другие нужные дела. а коммунистическое человечество научится нас оттуда выковыривать, причём без арф, изюма или милитаристской пивнушки.
Способны ли вы к парадоксальному мышлению? Укладывается ли у вас в голове, что электрон - это одновременно и частица, и волна?
у меня не укладывается - у правнучки уложится.
Если завтра в мире исчезнут вдруг все религии и все их проявления, вы потеряете что-нибудь?
завтра - не исчезнут. религии воспроизводятся обществом и не поменяв способа производства и проч., общество будет продолжать их воспроизводить.
Полагаете ли вы, что зло существует само по себе? Или оно только ошибка в добре?
полагаю, что зло и добро абстракции, содержание которых определяется обществом, в котором живёт человек. объективно существуют прогресс и реакция.
Как вы заставляете себя делать что-нибудь, что нужно делать, но очень тяжело? Ну, например, ходить в хоспис, ухаживать за безумным стариком.
обычно никак. если очень нужно, то ясным напоминанием себе о причинах, по которым данное действие необходимо. не думаю, что те, кто ходят в хосписы и ухаживают за безумными стариками себя заставляют. и уверен, что если бы заставляли, то лучше бы не ходили.
Что вы делаете, если совершили дурной поступок, и угрызения совести не отпускают вас?
пытаюсь исправить последствия, приношу извинения пострадавшим, стремлюсь свести к минимуму шанс повторить подобное.
Как вы боретесь с тщеславием, если не можете любое свое свершение заведомо считать жалкой ерундой по сравнению со свершениями Бога?
пфф. самый смешной вопрос. люди строят дома и мосты, летают в космос и свергают тиранов, лечат безнадёжно больных, учат отверженных, а с тщеславием надо справляться сказками?
Верите ли вы в какие-нибудь чудеса? И что такое, по-вашему, чудо?
достаточно редко использую это слово. с точки зрения циника-примитива верю, с точки зрения мечтателя - нет.