Герб

Oct 28, 2009 23:05

1. Вот я раньше особо не задумывался над гос. символикой. Но недавно на одном из форумов (к сожалению сейчас это сообщение не нашёл - но ветка интересная, с точки зрения нестандартного подхода к истории - так что ссылочку для очистки совести приведу) наткнулся на упоминание о развороте Георгия Победоносца на гербе РИ в середине 19-ого века. И что с точки зрения геральдики это кардинально изменило смысл герба, поставив змея важнее, чем всадник. В отличие от того, что было до этого, когда всадник был более важным элементом.

Если вы помните историю, примерно в это время начинается народовольческое движение, а далее анархисты, первая ерволюция, вторая, СССР...

2. Читаю сейчас труд по славянской мифологии и увидел показавшиеся мне интересными аналогию.

Главный бог древних славян - Перун, бог-громовержец. Являлся богом покровителем князей и княжеской дружины. Поражал врагов молниями (божьи стрелы). Противоборствует мифологическому змееобразному противнику. Предполагается, что этим основным противником был Волос, он же Велес.

Велесу поклонялись на всей территории Древнерусского государства. "...его имя использовалось наравне с именем Перуна в клятвах государственного уровня. Так, согласно Лаврентьевской летописи (под 971 год), при заключении мирного договора с греками княжеская дружина клялась оружием и Перуном, а прочее войско - "Волосомъ скотемъ бгомъ". Волос являлся покровителем "народа и все Руси", в отличие от Перуна - бога княжеской дружины как особой части общества. Что объясняет отсутствие Волоса в списке Владимировых богов. Так же Волос часто упоминается как покровитель скота и богатства.

Если посмотреть на герб, то видно, как всадник в княжеском облачении с копьем/стрелой повергает змея. Мне кажется данное изображение очень четко отображает противостояние Перуна и Волоса. И пока направление герба было "правильным" - Перун был главнее Волоса, а князь с дружиной правили народом. А в середине 19-ого века направление поменяли, и бог народа и домашнего скота стал главнее...

3. Это я не к тому, что герб мистически влияет на выбор истории. Флюгер ведь не указывает, куда дуть ветру? Хотя кто знает... Вопрос из разряда - есть ли звук падающего дерева в лесу, в котором никого нет. Это я все к тому, что гос. символика (герб, гимн и т.д.) не просто так, а как минимум указывают направление движения. С этой точки зрения много интересных мыслей возникло после нового взгляда на нашу символику...

4. Красный щит (основа московского герба) у нас теперь не только для Геогрия и змея, но и для всего герба. Что этим хотели сказать - Россия это Москва? Змей (он же народ), теперь не только не главный, но и не бодр (лежит червяком под копытами) и почернел. А всадник уже совсем без динамики, не сражается, а так... Лениво топчет поверженного врага. Это что? Теперь народ в черном теле и без сил, пока "княжеская дружина" жиреет? В общем присмотритесь - изменения в гербе есть. Зачем то их внесли же?

Галерея гербов России.

П.С. Наткнулся на еще один случай разворота герба - при Лжедимитрии, но тогда его сразу же поменяли обратно, когда закончился Лжедимитрий... Тоже времечко было то ещё.

герб, Россия, история

Previous post Next post
Up