Венские истории: №6, Три жизни одного моста

Jan 29, 2014 17:03

Имперский мост (Reichsbrucke), соединяющий второй район Вены Леопольдштад с Донауштадтом - это на самом деле три разных моста, объединенные общей историей.

Имен у моста было тоже три: мост крон-принца Рудольфа (Kronprinz-Rudolf-Brucke), Имперский мост и мост Красной Армии (Brucke der Roten Armee). В 1956 мосту было возвращено старое название, Reichsbrucke.

Вот он. Уверена, что все кто был в Вене этот мост видели и помнят)



Такое в общем-то мрачноватое сооружение, особенно если идти по нему пешком. Но тут как раз случай, когда имидж ничто по сравнению с историей. А в истории Reichsbrucke много интересного, необычного и иногда даже необъяснимого. Можете себе представить, как в мирное время и без всяких видимых причин в большом европейском городе среди бела дня рушится мост? Причем один из самых прочных .

а вот представьте



стоял-стоял 130 лет, пережил практически без повреждений самые трудные для себя и для Вены времена, да и обвалился.

До сих пор никто точно не может назвать причину обрушения. Говорят о совокупности неблагоприятных факторов, что все роковым образом сошлось вместе именно в этот день, 1 августа 1976 года.
Но был и один благоприятный фактор - мост рухнул в половине пятого утра в воскресенье, когда движение по нему было минимальным. Потому жертва была одна. Что было бы, случись это в будний день в час пик, страшно представить.



Кстати, в этот же день, 1 августа 1976 года в Нюрбурге австрийский гонщик Ники Лаудер врезался в ограждения и горел в своем "Феррари". Но это уже совпадение, конечно, и не имеет к мосту никакого отношения. Просто вспомнилось почему-то.

Немного истории.

12 сентября 1868 года император Франц Иосиф I лично подписал указ об урегулировании дунайского русла (Donauregulierung ) и строительстве прочного моста через Дунай. В 1872 году начались строительные работы и 21 августа 1876 года новый мост Kronprinz-Rudolf-Brucke был торжественно открыт.



После печальных событий в Майерлинге и смерти кронпринца Рудольфа в народе мост стали называть мостом самоубийц.

В 1919 на смену развалившейся Австро-Венгерской империи приходит Австрийская Республика, а мост получает свое новое название - Райхсбрюке.
И живет с ним до 1946 года. Но это только название не менялось, а сам мост успел за это время многое пережить. Во-первых, мощный ледоход 1928/29 годов и второе рождение.
Мост выстоял после ледохода, но находился практически в аварийном состоянии из за сильных повреждений. Было решено его перестроить. Точнее, отстроить заново. При этом прежний мост просто "отодвинули" на 26 метров вниз по течению, так что возможность переправиться с одного берега на другой сохранялась на всем протяжении строительных работ. Интересно, что перетаскивание старого моста с места на место заняло всего шесть с половиной часов.

Открытие нового подвесного моста состоялось 10 октября 1937 года. Это был третий по величине подвесной мост в Европе, ставший символом величия и процветания австрийской столицы.



ну и третье рождение моста в апреле сорок пятого, когда Reichsbrucke оставался единственной переправой через Дунай в направлении Линц-Вена и должен был быть взорван, чтобы замедлить наступление советских войск. Готовясь к обороне города, немцы уже взорвали все мосты через Дунай кроме одного, Имперского. Все попытки бойцов 3-го Украинского фронта прорваться к мосту закончились неудачей, 11 апреля им в подкрепление пришел отряд бронекатеров, затем в бой вступила 7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия.
из википедии:

атаки немцев достигли небывалой силы. Всю ночь шёл яростный уличный бой, что для противника было нехарактерно. Десант находился под угрозой гибели.

Утром 13 апреля сводный штурмовой отряд (командир - старший лейтенант И. Кочкин) из состава морской пехоты Дунайской флотилии прорвал оборону противника в районе Венского моста, в прорыв был введён стрелковый полк 80-й гвардейской стрелковой дивизии. С большими потерями этот отряд сумел прорваться к мосту и соединиться с десантом. Пока основное внимание противника было сосредоточено на борьбе с прорвавшимся отрядом, в брешь введены главные силы дивизии, усиленные самоходными орудиями из 2-й гвардейской механизированной бригады. После жестокого боя они также вышли к мосту, разрезав восточную группировку врага. 16 советских САУ на большой скорости перешли по мосту и заняли круговую оборону на западном берегу, а сапёры механизированной бригады сняли взрывчатку с моста (свыше 100 зарядов). Этот момент боя стал переломным в штурме Вены. Потеряв единое управление и взаимодействие, части восточной группировки к исходу дня были уничтожены или капитулировали, а войска противника из западных районов города начали спешный отход. В ночь на 14 апреля Вена была полностью освобождена

В воспоминаниях многих участников боев за Райхсбрюке я читала про "элеватор, на крыше которого разместились снайперы" Этот элеватор - нынешний венский отель Hilton Vienna Danube Waterfront. И еще за Имперский мост бился Георгий Юматов, рулевой-сигнальщик Дунайской флотилии.
такая вот история.

1961 год, мост во время летнего купального сезона



вид на мост с Дунайской башни, это я в прошлом году снимала



пешеходная часть



страшненькая и безлюдная, но фотать тут интересно



это уже вид снизу



с другой стороны моста виды кардинально меняются





а со стороны Мексикоплац есть хороший прогулочный променад, я как раз на нем дунайских чаек фотографировала





на мосту



и отражения


Австрия, мои фото, Вена, история, венские истории

Previous post Next post
Up