текст: Лена Чарлин
Я много читала о детских страхах в теории, а в детстве, конечно, испытывала их сама. Но за пару десятков лет подзабыла, как бывало страшно опустить руку с кровати, ведь в дальнем углу будто бы жил крокодил. Как сложно было знакомиться с другими детьми. Как опасалась, что поручни на входе в метро хлопнут прямо по рукам.
Моему сыну исполнилось два года, когда мы впервые столкнулись со страхами на практике. Пылесос, эскалатор, карусели, вода, огонь, автомобили - вот далеко не полный перечень распространенных страхов, которым подвержены дети в возрасте 2-9 лет. Психологи объясняют природу возникновения страхов тем, что многие еще не понятные ему вещи ребенок домысливает с помощью фантазии. А она в силу юного возраста может быть так далека от реальности, что темноту ребенок населяет чудищами, звук блендера из кухни ассоциирует с ужасной опасностью, а обыкновенный паук, как кажется ребенку, непременно укусит, если подойти к нему слишком близко.
Первый раз на море
Двухлетнего Марка в первой поездке на море захватывало все: полеты на самолете, игры в аэропорту, веселая компания друзей, обеды в кафе. Не привлекало его только одно - само море. За месяц до поездки во время купания в ванне Марк увидел, как я добавляю в воду травяной отвар, испугался и с плачем попросил вытащить его из ванны. С тех пор при малейшем намеке на купание, а уж тем более мытье головы, сын начинал плакать.
Мы были растеряны. Мальчик, который плескался в воде каждый день и был способен по два часа просиживать в бассейне на даче, вдруг невзлюбил это дело до полного неприятия. Истории про «брось на середине реки - он и выплывет» всегда казались мне верхом безумия, поэтому мы с мужем решили, что будем побеждать страхи терпением.
Вопрос купания поначалу решили обтираниями влажным полотенцем. С пышными кудрями Марку пришлось расстаться, потому что мытье головы мы производили как можно реже в четыре проворные родительские руки под неизменные крики сына. В каждый такой раз думали, что сейчас в дверь точно позвонят соседи и станут негодовать, чем мы мучаем бедного ребенка. А бедный ребенок затихал, как только выключалась вода, и через минуту от слез не оставалось ни следа, ни всхлипа.
На море Марк спокойным взглядом провожал купающихся, но сам отказывался даже ноги мочить. Тогда мы организовали ему собственное море - в небольшом надувном бассейне. На пляже он делал все, чем занимались его сверстники - лепил куличи, мыл камни в ведерке и устраивал брызги. Только не плавал. Потом уже мы стали замечать, что наш такой не один. С разных сторон слышались родительские уговоры: «Посмотри, все купаются, одна ты сидишь на берегу». Оборачиваешься на крик и видишь, как пятилетняя девочка, нахмурившись, смотрит себе под ноги. Ребенок, который пока не может себя преодолеть.
Марк, 2010
Откуда берутся страхи?
Считается, что страхи чаще возникают у тревожных и впечатлительных детей, ведь именно они - большие выдумщики и любят домысливать реальность. Но также на зарождение детских страхов влияет и отношение родителей к предмету. Если ребенок видит, что мама ахает и судорожно отряхивает себя, увидев жука на платье, он обязательно решит, что в насекомых - большая опасность и любого контакта с такой опасностью будет избегать, а то и возвеличит безобидного майского жука в главные злодеи. Если в семье проговаривается, что кошек лучше не трогать, ведь был случай, когда соседский Моня укусил гостя, то немудрено, что ребенок может испугаться и новорожденного котенка и отпрянуть от него: «А что, если он укусит?» Поэтому и взрослым хорошо бы корректировать свое отношение к страхам, если они не хотят, чтобы дети проецировали их собственные боязни.
Мне рассказывали историю о том, как маленький мальчик увидел лягушонка и спросил у мамы, кто это. Мама, превозмогая неприязнь, посадила лягушку себе на руку, чтобы сын ее рассмотрел. И мальчик уже никогда в жизни не боялся лягушек, у него просто не было на то причин. В похожей ситуации я, честно говоря, не решилась взять в руки ящерицу, но на помощь пришел муж, который легко поймал ящерку в саду, и наш сын смог рассмотреть, что она совсем не страшная, и даже погладить ее пальцем.
Многие знакомые дети боятся пылесосов, блендеров и миксеров до того, что закрываются в другой комнате, зажав уши ладонями, пока работает техника. У Марка таким предметом стала электрическая дрель. Не то чтобы в нашей семье ею часто пользовались, просто соседи оказались чрезвычайно охочи до ремонтных работ. И в деле преодоления этого страха нам повезло - мы встретили хорошую книгу.
Книги в помощь
Энциклопедию «Азбука храбрости» мы купили в целях сказкотерапии. Взрослым она может показаться наивной. Но ребенок мыслит иначе. Для него проговаривание страхов, проигрывание сюжетов с тревожными мотивами - едва ли не главный помощник на пути к храбрости. И можно, конечно, скептически отнестись к сказкам и стихам про дрель или крапиву. А можно попробовать. Мы прочитали «Азбуку храбрости» от корки до корки раз двадцать, так она впечатлила сына. А самым большим удивлением для Марка было, когда папа достал из шкафа настоящую дрель - совершенно такую же, как на рисунке. Мы положили инструмент рядом с книгой, искали отличия, трогали дрель, объясняли, для чего она нужна и кто может ею пользоваться.
Пауку в сказке отводится роль спасателя. Он ловит в свою паутину комаров, которые не дают спать детям в летнем лагере. Ежик показывает мышке, что у пылесоса внутри моторчик, поэтому он так гудит. А еще его можно раскрасить и нарисовать на нем веселую рожицу - это интерактивная книга. А изображение страхов, как известно, очень действенный способ борьбы с ними.
Девочка перестает бояться темноты, когда светлячок и филин помогают ей найти дорогу к дому. Добрый врач рассказывает, что его незачем бояться - он такой же, как все: коллекционирует марки, и сочиняет стихи, и делает вместе с детьми зарядку. Для страшных снов есть особенная «Пижамная песенка». А из жгучей крапивы можно, оказывается, сварить вкусный суп.
Пока ребенок маленький и не может понять физическую природу некоторых вещей, сказка успокоит его тревожные представления. Но также важно рассказывать детям правду доступным языком. В понятной форме объяснять, почему в небе бывает молния, а пожарная машина включает громкую сирену. Что с незнакомыми животными нужно быть осторожными, но есть и добрые домашние питомцы, которых можно погладить, если они вам уже хорошо знакомы.
Самое неблагодарное дело - смеяться над страхами и говорить, что велосипед - это очень весело и совсем не страшно. И если ребенок пугается при виде собаки, не нужно убеждать, что она не укусит. Просто войдите в его положение, объясните, что вы рядом, а собака у хозяина на поводке и в наморднике. Если нужно, возьмите ребенка на руки.
И, конечно, пора оставить в прошлом старинный пережиток - бабаек, неведомых милиционеров, которые забирают всех непослушных, и уколы, которыми доктор успокаивает капризных детей. Это слишком благодатная почва для возникновения фантазий про чудищ, поджидающих в темных углах. Отсюда же - страх перед незнакомыми людьми и паника перед белыми халатами врачей.
Любимчики
Бывает, что дети, которые в младенчестве были равнодушны к мягким игрушкам, начинают брать их в постель в возрасте 3-4 лет. В это время как раз начинается период фантазий и боязнь темноты.
Дети нередко выбирают мягкую игрушку, чтобы в стрессовых ситуациях она выполняла роль успокаивающего объекта. Такую игрушку они могут брать в гости, если боятся знакомиться с новыми людьми, в детский сад, чтобы легче было переживать дневную разлуку с родителями. В популярной книжке Сюзанны Ротраут Бергер про Карлхена есть рассказ, когда Карлхен никак не может собраться к врачу и объясняет маме свое нежелание одеваться тем, что его любимая игрушка - пингвин - спрятался, потому что он немножко боится. А когда мама объясняет, что пингвину нечего бояться, ведь Карлхен будет с ним, и вообще, уколоть палец - это одна секунда, Карлхен соглашается, быстро находит пингвина, но просит, чтобы мишка и собачка тоже пошли вместе со всеми к доктору, а потом бы еще хорошо всем поесть шоколадного мороженого. Классическая иллюстрация к тому, как ребенок берет с собой игрушку для поддержания боевого духа.
Не нужно спешить
Бывает, мы просто спешим показать детям что-то новое. Недавно видела, как родители девочки, еще не умеющей ходить, посадили ее на горку и отпустили, думая, что дочке эта затея сразу покажется веселой. Получилось ровно наоборот. Девочка не умела управлять своими движениями и ногами зацепилась за бортики горки, испугалась и расплакалась. Пришлось им быстро уходить с площадки. А кто не видел плачущих в парке аттракционов детей, когда их, бледных, спускали с карусели.
Из десятка детей обязательно найдется один, который закрывает ладошками глаза на цирковом представлении. Это не означает, что цирк ему противопоказан, просто ребенок еще не готов к выходам в свет, громкой музыке и красочным представлениям. Такому ребенку может больше подойти кукольный театр, где больше камерности. А радости цирка и других ярких спектаклей он сможет оценить и через год-другой. Такое часто случается - дети перерастают свои страхи. Прячась от фейерверков в три года, в следующую новогоднюю ночь они зачарованно смотрят праздничный салют. Еще вчера пятилетняя дочка друзей сторонилась велосипеда, а в гостях вдруг увидела, как ее подружка рассекает на велосипеде по двору и тоже решилась попробовать. И оценила это удовольствие.
Очень радостно видеть, как ребенок справляется с прежними тревогами, понимать, что в нем прибавилось больше уверенности в себе.
А как же море?
Когда мы приехали на море в следующий раз, Марку было три. За год он преодолел боязнь купания в ванне, и голову научился мыть без слез и криков, мы нашли удобный способ. Но моря побаивался по-прежнему.
Тогда мы начали постепенно сокращать дистанцию между мальчиком и морем. Папа стал брать его играть у линии прибоя. Они вместе пробовали воду ногами, набирали ее в ведерко и поливали друг друга - эта затея понравилась Марку больше всего. На следующий день папа и сын заходили в море чуть глубже, сидели в набегающих волнах и просто разговаривали. Думаю, что постепенно море стало ассоциироваться у Марка с приятными впечатлениями, перестало казаться чем-то опасным. Через несколько дней Марк на руках у папы уже заходил в воду так, чтобы это можно было назвать купанием.
Может быть, этим летом, он совсем осмелеет и попробует нарукавники и круг. Но если нет, мы еще подождем. Я верю, что радость морского купания никуда не уйдет от моего сына. Как и любая другая радость, которой он пока побаивается.
Читайте также:
Почему он плачет? Навязчивые действия Опасные игры: когда они нужны Смелые девчонки Миядзаки Страна фантазёров