Текст: Елена Найданова
Термины «аскулинг» и «хоумскулинг» на русский манер могут трактоваться как «свободное образование» или «домашнее образование». При таком обучении дети не посещают школу, а занимаются дома под руководством родителей.
Термин анскулинг в 1977 году впервые ввел в обращение Джон Холт в журнале «Растём без школы». Джон Холт
говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами, и он призывал родителей жить единой жизнью со своими детьми, а не создавать им какие-то специальные искусственные «условия» для обучения.
Философия анскулинга предполагает использовать в обучении реальные ситуации и строить обучение детей на тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребёнок-анскулер может пользоваться учебниками или посещать какие-то классы, но это не будет основой его образования. Как подчёркивал Джон Холт, в анскулинге не существует заранее предопределённого объёма и состава знаний, которые ребёнок должен иметь или которыми должен овладеть. Анскулинг не значит, что ребёнка ничему не учат. Анскулинг значит, что ребёнка не учат на школьный манер, по заранее известной взрослым программе и заранее определённому набору знаний. Анскулеры не отвергают высшее образование, так как не находят в нём тех недостатков, какие они видят в школьном образовании.
Хоумскулинг в Википедии пояснен одним предложением: «подразумевает следование школьной или иной программе, в отличие от анскулинга». В России хоумскулинг более актуальный, так как по закону все дети должны посещать школу, обойти хотя бы «экстернат» или «семейное обучение» невозможно без последствий. А вот, например, в Америке и Англии анскулинг - легальный вариант обучения. Более детально разобраться в терминологии можно на сайте
«Свобода в образовании». Так же размещены материалы с первой международной конференции хоумскулеров с обширным обзором законодательства по отношению к домашнему обучению.
Подробно собственный опыт анскулинга описывает Яна Зиниград (мама шестерых детей) в своем
ЖЖ, но от общения с журналистами на эту тему она отказывается, поясняя причины в посте «Открытое письмо журналисту». Вот интересная цитата оттуда:
"...Я поняла, в чём проблематичность интервью, да и просто разговоров, на тему домашнего воспитания. Вся беседа от начала до конца идёт в системе координат "дети-школа". Точкой отсчёта всегда является представление о том, что садик и школа - это норма. Журналист, собеседник - это представитель "нормального" человечества, и он изначально говорит с вами с позиции старшего, правильность решений и поступков которого не требует объяснений и доказательств.
Разговор идёт в таком ключе: пребывание детей в школе - это понятно всем, а вот давайте поговорим об отклонениях от общепринятой системы воспитания и обучения детей. Как вы пришли к такому решению? не чувствуют ли ваши дети себя ущербными? не скучно ли им жить в четырёх стенах и общаться только с родителями и братьями-сёстрами? не хочется ли им как всем ходить в школу? какой распорядок дня у вас в семье? по каким программам вы обучаете детей?
Честно говоря, меня эти вопросы вводят в ступор. Почему, собственно, я должна искать объяснения и оправдания тому, что живу со своими детьми и сама ращу их? И почему бы для начала моему собеседнику не задуматься о том, как и почему "нормальные" люди приходят к решению сдать своих родных детей чужим людям на воспитание?
Разве не было бы проще и естественней дать возможность ребёнку жить и развиваться в благоприятной и привычной для него домашней обстановке? Разве не спокойней чувствовала бы себя мать, если бы ребёнок рос у неё на глазах, согреваемый её теплом и любовью? Зачем нужны экстремальные условия выживания, разлука, принудительное обучение?»
Однако "Летидор" интересуется не только философией домашнего образования, но и практикой. Поэтому мы взяли мини-интервью у нескольких родителей, которые обучали детей дома. Их истории и советы читайте ниже
Ольга Писарик
Канада, Ванкувер
Психолог, создатель интернет-сообщества «Заботливая альфа»
http://alpha-parenting.livejournal.com/Четверо детей: трое сыновей (14, 13, 7 лет) и дочь (10 лет)
Тип обучения: хоусмкулинг, анскулинг
«Трое наших детей родилось в Белоруссии, и они не посещали детский сад. Конечно, тогда я ничего не слышала о домашнем воспитании, как научной теории. Мы жили за городом, и сыновей было далеко возить в детский сад, и в принципе мне не нравилась идея, что чужая тетя будет воспитывать моего ребенка. Там же в Минске старший должен был пойти в первый класс, я тщательно выбирала учителя, и она была чудесная, просто мечта, талантливая, заботливая. Но все три четверти, что Антон учился в Минской школе, он много болел, побледнел, похудел. Процесс обучения, на мой взгляд, негуманно построен, сидя за партами в этих форменных костюмах, с двигательными ограничениями. Учебный год он уже заканчивал в Канадской школе, которая мне сразу не понравилась. Много показухи и мало результатов. Он был в школе с девяти утра до трех дня, после этого нам еще надо было делать уроки, заниматься английским.
Однажды на детской площадке я познакомилась с вполне благополучной семьёй, они рассказали, что являются хоумскулерами. В Канаде разное законодательство относительно домашнего обучения в разных провинциях. В провинции Британская Колумбия, где живём мы, есть два варианта: «Зарегистрированные ученики на домашнем обучении», которые просто сообщают о том, что будут учиться дома, и «Прикрепленные к школе». Я выбрала второй вариант, по которому мы должны выполнять определенные требования, сдавать отчеты, портфолио с заданиями по математике, например, детские поделки курирующему учителю. При этом нам платили деньги, 1000 долларов в год на досуг (музей, кружки, бассейн), учебники, на канцелярские принадлежности. За расходы тоже нужно было отчитываться.
Мы занимались по графику, например, выделяли время для изучения определённых предметов. Образовалось свободное время, в которое мы посещали музеи, кружки, также я всегда давала детям возможность насладиться своими увлечениями. Например, старший сын в детстве обожал игры с машинками, строил многоуровневые дороги часами. Средний увлекается чтением, дочь может час-полтора в своей комнате танцевать и петь, младший сын разыгрывает сцены из звездных войн. На мой взгляд, игра - это способ исследования себя, возможность понять, что ты хочешь, что тебе нравится.
Три года назад старший сын сам решил пойти в школу, кстати, никаких проблем с социализацией не возникло, он очень контактный, свободно влился в коллектив. С тремя детьми мы сейчас перешли на анскулинг без жесткой программы и отчетов в школу. Нам так удобно, все довольны».
Светлана Грибова
Россия, Электросталь
участница ГП ГВ при АКЕВ, администратор городского форума для родителей
Трое сыновей (8, 5 лет и 1,5 года)
Тип обучения: хоумскулинг
"Я постепенно доросла до мысли, что ответственность за свою жизнь и за жизнь своих детей лежит только на нас самих. Сначала школа и кружки, времени на раздумья о «вечном» нет, потом институт. Затем работа: 2 часа в дороге на работу спишь, работа - думаешь о работе, дорога обратно - тоже спишь. В общем, проспала я как-то свою жизнь. Но меня все устраивало. Все как у всех, по плану. И ребенка тоже с мужем задумали, чтобы как у всех было, чтобы не очень поздно.
Когда родился старший сын, у меня появилась возможность и время изучать Интернет. В блоге Яны Зиниград я впервые прочитала о возможности анскулинга. А о том, что в России можно не ходить в школу, я узнала из рассылки Ксении Подоровой. Конечно, сначала такой подход меня удивил, но со временем, чем больше я читала историй анскулеров, тем больше понимала, что мне данное мировоззрение близко. Что мне удобнее так жить, когда я знаю, что и как происходит с моими детьми и причины и результаты всего происходящего в целом зависят только от меня: легче самой разбираться с проблемами, когда я вижу, что вызвало эти проблемы и могу повлиять на их источник, чем разбираться с последствиями чужого вмешательства.
Мне проще так воспитывать детей, несмотря на то, что помощи со стороны родственников немного: бабушки живут далеко, муж много работает.
Сейчас школьник у нас старший - Миша, мы находимся на семейном обучении, к счастью, никаких проблем и препятствий со стороны директора школы при оформлении у нас не возникло. Нам просто нужно сдавать экзамены два раза в год. Занимаемся ежедневно, непосредственно по учебникам «учимся» от 15 минут до полутора часов. Все зависит от темы, если сыну интересно мы рассуждаем, пользуемся дополнительной литературой, если нет - выполняем минимум заданий. Или заучили английские слова на «уроке», а потом в течении дня вспоминаем в игре, или в бытовых делах. Я стараюсь на первое место ставить интерес детей, а потом уже школьную программу. Хочется ему на огонь посмотреть, он зажигает свечу и смотрит, или разводит «костер» (по заранее обговоренным правилам безопасности). Ему интересно просто смотреть, потом интересно развести огонь, потом узнать, а что будет, если туда положить побольше палочек. А сегодня Миша эксперимент ставил, куда полетит воздушный шарик, если подвесить напротив форточки и форточку открыть.
Я постоянно покупаю книги. Сейчас читаем “Тайны анатомии”, даже среднему сыну интересно, очень хорошие картинки и пояснения, я сама зачиталась. Интернет - самый главный источник информации. Обучающие игры, мультики, фильмы. Хождение по гостям, общение с другими людьми - тоже источники информации. Дети ее поглощают килограммами отовсюду. Просто это не выглядит как обучение в школе: за партой сидеть и слушать учителя.
Я не считаю, что образовательные учреждения - единственно возможное место для общения детей. Для меня все образовательные учреждения выступают больше в роли места, где за ребенком присмотрят, чтобы с ним ничего серьезного не случилось, пока родители на работе, когда родители не могут не работать вне дома. А общение, оно вокруг нас. Друзья, гости, детские площадки. Старший сын умеет знакомиться с новыми людьми и старше, и младше себя. У среднего сына это получается еще лучше, он вообще меня поражает, насколько свободно он находит общий язык со всеми. А я и муж, прошедшие через садик и школу, тяжело вписываемся в новые компании. Так что образовательные учреждения не панацея".
Елена, Украина
Трое детей: сын (11 лет) и две дочери (8 лет и 2 года)
Тип обучения: хоумскулинг
"На домашнее обучение я решилась не сразу. Хотя никто из моих детей не ходил в садик, в необходимость школы я верила свято. К выбору школы для сына я подошла очень серьезно, внимательно изучив информацию по всем школам нашего района. Поначалу у сына не было никаких проблем. Он прекрасно учился, завел новых друзей, был неформальным лидером класса.
Но к концу первого года обучения появились первые «звоночки»: сын стал нервным, раздражительным, плаксивым, у него появился страх перед ошибкой. Я надеялась, что это просто сказывается усталость, и уповала на каникулы. Каникулы действительно помогли, но как только сын снова вернулся в школу, вернулись и все проблемы. Последней каплей стало появление тика. Нужно было срочно что-то делать, и я подумала об экстернате. Сначала я пыталась договориться со школой, в которой сын учился. К сожалению, по украинским законам право на обучение дома имеют только несколько категорий учащихся: дети, имеющие высокий учебный потенциал и способные ускоренно окончить школу, дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, и дети, проживающие в селах с малым количеством учеников. Ни в одну категорию мой сын не попадал. Но оказалось, что недалеко от нас, в Симферополе, есть школа, которая в виде эксперимента принимает детей на дистанционное обучение. Мы поехали в Симферополь и сдали документы.
Страха перед обучением не было. Я исходила из того, что если я не смогу объяснить своему ребенку программу второго класса, имея за плечами 10 лет школы и 5 лет института, то зачем тогда в принципе такая школа?
Мой опыт и опыт многих знакомых мне людей говорил о том, что, вопреки общепринятому мнению, детский сад и школа не способствуют успешной социализации. Поэтому меня не волновал вопрос, как мой ребенок научится общаться. Позднее я нашла подтверждение своим мыслям у известного канадского психолога
Гордона Ньюфелда. В своих работах он много пишет об опасности ориентации на сверстников и важности общения со взрослыми для успешной социализации. Что касается самого обучения, то здесь у меня не было никакого опыта, кроме опыта наблюдения за собственными детьми, а так же своего опыта самообучения.
Нам не приходится «отбиваться» от родных. С рождения старшего ребенка мы с мужем занимаемся своими детьми сами, без помощи бабушек и дедушек. Поэтому и все решения принимаем сами. Что касается ЕГЭ и университета, то мы считаем, что этот вопрос в нужное время дети решат сами. Захотят в университет - будут готовиться и поступать. Выберут другой путь - мы поддержим их и в этом решении.
Сейчас мы занимаемся по школьной программе, не только по учебникам. Учебник - это не «столько» источников, а всего один источник информации. Можно вообще обойтись без него. При домашнем обучении можно пользоваться любыми учебными пособиями. Главное, чтобы в итоге ребенок получил знания по всем программным темам. В нашей семье выбраны конкретные дни и часы, когда дети учатся. Объем работ на день определяю я. Сделал сегодняшнее задание - свободен".
Галина Гвин
Израиль, Хайфа
Консультант по вопросам беременности, родов, грудному вскармливанию и уходу за младенцами,
Автор сайта
www.galagwynn.com Две дочки 5 лет и 2 года 8 месяцев
Тип обучения: анскулинг
Галина: Интерес к домашнему обучению возник у меня еще до того, как у меня появились дети. Уже тогда я осознавала, что общеобразовательная школа в Израиле дает очень слабые знания, и уровень обучения только падает. Получалось, что единственной альтернативой являются частные школы. И вдруг я случайно наткнулась на информацию, что в Израиле тоже возможно домашнее обучение (до этого мне говорили обратное). И я стала читать все, что находила на эту тему. Так я узнала, что и в садик ходить необязательно (сама-то я отходила в садик с года и до школы).
Все это происходило до рождения старшей дочки. Потом родилась Шани. Я ее кормила грудью, и намерена была делать это как можно дольше, а декретный отпуск в Израиле всего три месяца. Продлила декрет до полугода, уже за свой счет, затем уволилась. Ближе к году поднялся вопрос о поисках новой работы и, соответственно, передачи ребенка в садик. Я не смогла себе представить ее одну среди чужих людей, поэтому мы решили остаться дома. Посещая детскую площадку, я наблюдала за нянями, и поняла, что ни одна не отвечает моим требованиям и ребенка я им не доверю. Постепенно я укреплялась в мысли, что в семье нашим детям лучше всего, и мы сами в состоянии обеспечить им хорошее образование.
Муж Михаил: Конечно, сомнения были, основные приходились на нашу способность уделить достаточно внимания образованию старшей дочери при наличии достаточно активной младшей. На сегодня могу сказать, что сомнения пропали как только мы решили отказаться от фронтального “академического” образования и стали давать ребенку ту информацию? которая вызывает его интерес в данный момент. Причем обучение гармонично вписывается в семейный быт: вместо нудного чтения букваря можно предложить записать список покупок, выходя из дома, посчитать ступеньки (на русском, английском и иврите).
Галина: Вопросов, чему учить детей, как реагировать на их потребности не возникает. Когда вы проводите много времени в обществе ребенка, особенно такого маленького, все видно. Дети задают множество вопросов, дети все время комментируют происходящее, все время пробуют что-то новое. Нужно только увидеть это. Я вижу, что ребенок кинул камень в воду, я предложу ему кинуть камешек побольше. Или поменьше. Или кинуть сразу несколько. А потом бросить в воду веточку, листик, ракушку. Вот вам и физические опыты.
Если говорить про нашу семью, то сейчас мы скорее анскулеры с легкой примесью родительского вмешательства: водим на кружки и иногда инициируем мини-уроки. В остальное время дети могут выбирать, чем им заняться. А наша задача только поддерживать их и направлять: отвечать на вопросы, приносить книги и материалы для творчества, возить к друзьям, находить информацию в интернете и т.д.
При анскулинге и день организуется проще, мы же не проводим формальных уроков. Обычно в начале каждой недели я записываю наши планы и распределяю их по дням. Я включаю туда все: домашние и свои дела, дни рождения, визиты к друзьям, поездки, творческие проекты, праздники, кружки. Крайне редко неделя проходит без изменений в расписании - то погода подводит, то кто-то приболеет, то просто хочется заняться чем-то другим... Тем не менее, при таком планировании неделя пролетает незаметно, и мы успеваем сделать больше интересных или нужных дел.
В этом году старшая дочка впервые была обязана по закону пойти в детский сад. Мы подали заявление в министерство просвещения с просьбой разрешить нам оставить ребенка на домашнем обучении. Для этого нужно было заполнить бланк, предоставить программу обучения и пройти собеседование с представительницей минпроса. Наверное, в нашем округе очень доброжелательные чиновники. Во всяком случае, никаких проблем с получением разрешения на этот год не возникло. Кроме того, наш муниципалитет предоставляет всем 5-летним детям бесплатный абонемент на год для посещения зоопарка и музеев города
Мы не исключаем возможности посещения школы в дальнейшем, если почувствуем, что кому-то из детей это нужно. Сейчас же мы смотрим на детей и стараемся выбирать тот подход в воспитании, который считаем оптимальным на данном этапе".
Читайте также:
Как учиться без школы Переход на домашнее обучение: чего ждать? Учимся дома: социальная сеть домашнего образования Khan Academy: бесплатная школа в вашем компьютере Теория и практика семейного тайм-менеджмента