текст: Дмитрий Скирюк
Прежде чем поведать вам об очередной игре, я хочу рассказать одну любопытную историю. У моего знакомого подросли сыновья. Они освоили крестики-нолики, которые им быстро наскучили, перешли на шашки рэндзю, но сочли их слишком сложными и задали родителю вопрос: а нет ли некоего промежуточного варианта, чтобы поле было не большое и не маленькое, и чтоб выстраивать в ряд было нужно не три, не пять, а скажем… ну, четыре фишки. Вопрос был переадресован мне и изрядно меня повеселил.
"Конечно, есть, - ответил я, - только учтите, что в такой игре, помимо игроков, действует ещё и третья сила".
"Сила? - озадачился мой собеседник. - Какая сила?"
"Сила тяжести", ответил я.
В мире существует не так уж много «постановочных» игр, в которых побеждает игрок, выстроивший линию из нескольких шашек. Трудно сказать, где и когда они зародились. Самые ранние упоминания относятся к древнеримской игре «калькули» (от латинского «calculare» - «счёт»). По легенде, эту игру придумал греческий герой Паламед во время штурма Трои, чтобы развлечь скучающих солдат. Наверное, стоит сделать поправку: не «придумал», а научил солдат в неё играть, ибо мифы вообще слишком многое приписывают этому древнему герою, в частности - изобретение эллинских прото-шашек «петтея» («полис») и некоей неустановленной игры с костями на доске. Но ясно, что сама идея построения камешков в цепочку очень древняя.
Подлинного совершенства эти игры достигли на Востоке (в Японии рэндзю и гомоку возведены почти что в ранг национальной спортивной дисциплины). Однако для маленьких детей они и правда трудноваты: в них весьма непростая система фолов, да и доска размерами тоже ничего себе. Потому развернёмся лицом на Запад.
Если вы смотрели американские фильмы или сериалы, то наверно видели, как дети или взрослые играют в странноватую штуковину - вертикально установленную на столе палетку со сквозными дырками. Игроки сидят по разные стороны этой ширмочки, по очереди бросают в неё сверху разноцветные фишки, потом, естественно, один кричит: «Я выиграл!», в игре распахивают донце, оттуда дождём сыплются фишки - и всё начинается с начала.
Эта игра называется «Четыре в ряд» («Four in a Row»). Американец Мильтон Брэдли запатентовал её в 1974 году под названием «Connect Four» (позже фирма «Hasbro» выкупила патент), однако сама игра намного старше.
Роберт Белл описал её под названием «Четыре шарика» и датировал правлением короля Эдварда (1901-1910 гг). В то время набор для игры представлял собой деревянный ящик от бутылки коньяка «Реми Мартен» с откидной крышкой, на которой в ряд помещались восемь вертикальных направляющих и выдвижное донце, а в качестве фишек использовали шарики из бука и красного дерева.
Белл отметил, что, судя по качеству изготовления, это явно копия с более старого набора. Есть свидетельства, что великий мореплаватель Джеймс Кук так обожал её, что всегда брал с собою в плаванье. Он и его спутники - натуралист Джозеф Бэнкс и ботаник Даниэль Соландер - могли часами резаться в неё во время долгих морских переходов, за что матросы не без ехидства прозвали ящик с шариками «Капитанской жёнушкой» («Captain's Mistress»).
Игра проста для освоения (из затянувшейся прелюдии вы уже поняли, что в ней необходимо выстроить ряд из четырёх фишек по вертикали, горизонтали или диагонали и помешать это сделать противнику). Геймплей не слишком отличался бы от обычных крестиков-ноликов, когда бы не одна особенность: «доска» 7х6 установлена вертикально, и игру нельзя начать откуда хочешь, а только с нижнего ряда, с самого дна, постепенно бросая фишку на фишку по принципу компьютерного тетриса.
Игрушка презабавная, отлично развивает счётные навыки, внимательность, пространственное мышление и мелкую моторику. Уже само зрелище падающей фишки приводит детей в экстаз: у моих друзей дочка повадилась набивать такую ширму цветными кружочками раньше, чем научилась считать, ходить и даже говорить.
К сожалению, как и многие другие подобные игры, «4 в ряд» - игра «в одни ворота». Расчёты показали, что начинающий игру всегда выигрывает, если не делает ошибок, поэтому не стоит играть в неё с компьютером: даже если вы владеете выигрышной стратегией, вам придётся попотеть, чтоб одолеть соперника.
Если не хочется возиться, можно отыскать в Сети две дюжины программ для персоналки, телефона и айПада, где есть режим мультиплеера. Но ни одна из них не доставит вам такого удовольствия, как игра «вживую» с настоящим игровым комплектом. Сделать его несложно из обычных шашек и поделочного картона.
В магазинах подарков можно отыскать аутентичную «капитанскую» версию. Популярен также вариант в виде сверлёных шариков, которые нанизывают на штырьки по типу детских пирамидок -
А несколько таких пирамидок легко позволяют получить 3D-версию игры (она называется «Score 4») -
Однако и фабричный набор для «Четырёх в ряд» сегодня можно купить в любом игрушечном магазине. Большая ширма легко «читается», крупные двояковогнутые фишки не представляют опасности для ребёнка, не застревают в пазах и падают с чётким, приятным щелчком. Обойдётся он вам сравнительно недорого, тем более, что производители, стремясь придать этой простенькой игре динамику и непредсказуемость, придумали много новых возможностей для построения вожделенных цепочек. Чего стоят наработки одной только фирмы «Hasbro», специалисты которой модернизировали ширму так, чтобы фишки можно было выбивать снизу, добавили в игру фишку-«бомбу», фишку-«стенку» и прочие патентованные вкусности, превращающие «Капитанскую жёнушку» в серьёзную тактическую игру-трансформер - и даже в вариант «5 в ряд» с помощью навесных шаблонов на флангах доски, которые играют роль начальной расстановки.
Конечно, китайский комплект размером с ладонь и фишками величиной с мелкую монетку обойдётся вам в каких-нибудь 200 рублей, но будьте готовы, что после сборки его придётся дорабатывать напильником, а фишки подбирать пинцетом (или сразу пылесосом). Кроме того, маленькие фишки не стоит давать маленьким детям, которые тянут все в рот.
А выигрышного алгоритма я вам не скажу, вот!