Развиваем графическое мышление

Sep 12, 2012 17:23





текст: Дмитрий Пряник

Началось все с перестановки мебели. Мы купили новый диван но, оказалось, что рассчитали не правильно и он не встал на место старого. Пришлось передвигать шкаф и стол. В общем, маленькое бедствие в условиях отдельно взятой семьи.

- Вот, Степка, как получается… Рассчитали бы все правильно и не пришлось бы тратить всех выходные на перестановку. Лучше бы мы с тобой в зоопарк сходили, - сказал я сыну.

- А как надо было считать? - спросил он.

И тут я понял, что есть целая область знаний, о которой пора уже рассказать - а вернее, показать. Потому что в этой области всё очень наглядно, как в дизайне. И в то же время всё очень точно, как в математике.


План местности

Сначала я рассказал сыну, что такое масштаб (показал на примере листочка в клеточку). Затем мы измерили рулеткой нашу комнату и нарисовали ее в меньшем масштабе на листе ватмана. Затем измерили все предметы в комнате: шкаф, диван, стол, стулья и кресла и, также уменьшив их в масштабе, нарисовали на другом листе. Потом раскрасили их и вырезали.

Целый вечер мы расставляли в нашей масштабированной комнате масштабированную мебель. Сначала Степка баловался, представляя, что шкаф будет стоять посередине. Но потом мы разработали парочку интересных дизайн-проектов. Оказалось, что стол можно поставить к окну и там он будет смотреться очень даже хорошо. Мы это тут же осуществили и позвали маму оценить наш креатив. Мама одобрила и Степка задрал нос.

- Знаешь, пап, может я и не буду астрономом. Дизайнер тоже хорошая профессия, - сказал он.

Степку невероятно увлекли эти перестановки, тем более что для них не требуется ни сил, ни времени - сиди себе, да двигай диваны со шкафами.

В понедельник мы нарисовали в масштабе Степкину комнату и он увлеченно расставлял там масштабированные шкафы и стулья. Заодно мы наконец придумали куда поставить ящик с игрушками, который стоял при входе и мешался.

Через неделю мы собираемся в гости к бабушке. Степка выложил рулетку на видное место и сказал, что надо обязательно померить ее комнату.

- Наверняка и бабушке что-то нужно переставить! - авторитетно заявил сын.

Вид сверху

Я решил воспользоваться моментом и, поскольку Степку увлекло это занятие, предложил ему научиться не только строить, но и рисовать дизайн-проекты.

- Так делают все профессионалы, - убедил я сына, - Так что и ты должен уметь. Как, по-твоему, сверху выглядит наш круглый стол?

Для него было настоящим открытием, что стол сверху видится простым кружком.

- Пунктиром можно нарисовать ножки. Они сверху не видны, но мы предполагаем, что они есть. Значит рисуем пунктирную линию. - объяснил я.

Таким образом мы нарисовали все предметы в нашей квартире, потом перешли на более мелкие вещи - утюг, кофейник, вазу…

Эта игра здорово развивает пространственное мышление. И мы со Степкой иногда играем в нее, когда едем в транспорте. Например, представляем, как выглядит сверху дядя в шляпе, который сидит напротив или огромная грузовая машина, что проезжает мимо.

Найди клад

Из предыдущей игры получилась еще одна, мы ее придумали случайно, можно сказать от нечего делать.

Горячо-холодно - одна из любимых Степкиных игр, но, честно говоря, она и ему уже немного надоела. Теперь мы делаем по-другому. Я рисую подробный план комнаты и крестиком отмечаю место, куда я спрятал предмет. Степка ищет спрятанное, ориентируясь только на план.

Правда, в последнее время он так наловчился, что с легкостью находит все, что я прячу.

А недавно в документах я нашем план БТИ нашей квартиры и мы со Степкой изучали его целый вечер. Сын сначала никак не мог понять почему на месте шкафа раньше была стена. Я ему объяснил, что мы сделали перепланировку. Думаю, скоро сын начнет «сносить» стены, то есть придумывать как бы выглядела наша квартира, если уничтожить или построить еще одну стену в квартире. Я видел, он уже начала рисовать в блокноте что-то подобное.

Собери фигуру

Это развлечение я прочитал в одном журнале. Оно как раз для развития пространственного мышления, то есть в тему нашего нового увлечения.

Нужно взять два листа плотной бумаги и разрезать их на несколько геометрических фигур. Листы должны быть разрезаны одинаково. То есть если из первого листа получилось 2 квадрата, 3 треугольника и 1 прямоугольник, те же фигуры должны получиться и из второго листа.

Фигуры одного листа выдаются одному участнику, другого листа - другому. Первый игрок составляет из своих фигур какую-то конструкцию. Задача второго игрока скопировать ее - построить из своих фигур.

Чем деталей больше, тем сложнее составить композицию.

Треугольная сказка

А последнее мое изобретение - это шифровка сказок. Идею подсказала мамина подруга, которая заканчивала курсы дизайнеров.

Любую историю (в нашем случае сказку), можно зашифровать геометрическими фигурами. Например слоненок будет кругом, лисичка-сестричка - треугольником, а божья коровка - маленьким овалом. Сначала мы разыгрываем сказку, а потом схематично зарисовываем ее.

Эта игра тоже нашла свое продолжение в жизни. Мы ходим по улицам и представляем, каким геометрическим предметом можно изобразить куст или человека.

Кстати, заодно Степка выучил многие, до этого неизвестные ему фигуры. И уже без запинки произносит слово "параллелограмм"!

Читайте также:
Игры с мелом
Играем в географию
Тренируем творческое мышление
Играем в правила дорожного движения

Игры дома, Школа

Previous post Next post
Up