Я, как кузнечик из песенки, не думала, не гадала, что упомянутая мною
методичка вызовет такой интерес! Многие читатели попросили полный текст этого документа. ;) Жалко вас разочаровывать, но у меня его нет. Он остался где-то на бумаге (перепечатка с перепечатки) в далёком 1994 или 1995 году, когда домашние компьютеры были редкостью, и на этих редкостях царила "Windows 3.11 для рабочих групп". Единственное, что я ещё могу припомнить из этого шедевра, это совет девушкам не расстраиваться и не чувствовать себя брошенными и невостребованными, если в какой-то из дней на них не было "спроса". ;)
Предлагаю снова вернуться в наши домашние офисы. Сегодня я собиралась поговорить
о способах занять руки ребятишкам на то время, пока взрослым нужно поработать.
Мультфильмы (и вообще телевизор, видик, DVD и компьютер), как способ отвлечь чадо, я рассматривать не буду в силу их неэкологичности по отношению к детским мозгам. Да, есть такой способ, и способ это весьма надёжный. Но каждому из вас самому нужно решить хотите ли вы его использовать на своих детях. Что касается меня, то за всё время я могу припомнить только один случай, когда эта "тяжёлая артиллерия" была пущена в ход. С тех пор наш ребёнок любит мультик "Мой сосед Тоторо" страшным любом ;)
Вот четыре способа, которыми я чаще всего пользовалась со своим ребёнком, и которые у меня работали практически без сбоев.
Способ первый "Переговоры". С ребенком, даже с маленьким, вполне можно договариваться. "Когда я говорю по телефону, орать не надо. Договорились?" Как-то так.
У этого способа есть три условия:
1) Возрастные ограничения: понятное дело, что с 3-месячным ребёнком этот номер у вас не пройдет. А вот лет с полутора уже вполне может сработать.
2) Нельзя хотеть невозможного. Час спокойной рабочей жизни вы так себе не выторгуете - ребёнок, даже если пообещает, едва ли столько выдержит. А вот 15-20 минут - вполне реально. Можно попробовать начать с 10 или даже с 5 минут и постепенно закреплять успех. Ясно, что в два года ребёнок сам время по часам не определит, и что такое "десятьминут" ему не очень понятно. Тут нам на помощь приходит технический прогресс в виде таймера. Заводим таймер и договариваемся, что мама/папа немного поработает, а Женя/Маша/Алёша тихо поиграет. А потом мы пойдём гулять/будем строить город из лего/почитаем книжку/подставить своё.
Мне могут возразить, дескать, что я успею за 15 минут? На самом деле, разбив огромное дело на 15-минутные кусочки, можно свернуть горы. Об этом пишет
американка Марла Силли, и этому же можно научиться в
сообществе у Натальи Одеговой. Да, есть дела, которые нельзя разделить на части. Но это не повод, чтобы отказываться от этого способа во всех других случаях. В конце концов, даже сложнейшие хирургические операции сумели разделить на короткие этапы, которые выполняют разные специалисты. А у вас дома не хирургическое отделение, верно? ;)
3) Держите своё слово: если уж пообещали после звонка гулять - будьте добры. Совочки-грабельки собрали - и в песочницу. Я так недавно пообещала спеть песню про чёрного кота, которому не везёт, как только допишу кусочек статьи. Пела, куда ж деваться! Три раза подряд. ;))
Если с первого раза этот способ не сработает, не стоит отчаиваться. Москва не сразу строилась. Пробуйте ещё, экспериментируйте. Не вышло сейчас, через два месяца, когда дитя подрастёт, может и сработать.
Способ второй "Мамина сумка". Все дети, которых я знаю, обожают забраться в мамину сумку. (Наверное, немного найдется мам, которые от этой детской любознательности не претерпели по полной программе). Иезуитская хитрость данного способа нейтрализации чада состоит в том, чтобы дать ему специально подготовленную сумку, "потрошение" которой ничем не чревато. Берём ненужную сумочку и складываем туда всякие богатства типа небьющегося зеркальца, сломанного мобильника, пачки визиток, которые всё некогда выкинуть, носового платка, прабабушкиных очков без стёкол, давно ненужной косметички, "лентяки" от телевизора, которого давно нет в живых. Ну, вы поняли идею, да? Безопасные "взрослые" вещи. Ребёнку, который ещё даже разговаривать толком не научился, такого сокровища может хватить на полчаса.
Способ третий "Альтернативный офис". Изумительный выход из положения "на каждый день". Сажаем ребенка рядом с собой и даём ему свои канцелярские принадлежности. (Можно, конечно, и детские, но "мамины" почему-то всегда более привлекательны). Так ребёнок заодно, мимоходом, между делом ещё и развивается - рисование, мелкая моторика, воображение и так далее.
Вот так работали мы. Тут, как видно, у нас планирование идёт полным ходом ;)
В таком "альтернативном офисе" мой ребёнок освоил фломастеры, ножницы, дырокол, клей, научился собирать пирамидку (вместо пирамидки "на ура" шёл шпиндель для CD и кучка ненужных дисков) и массу других важных для ребёнка навыков.
Способ четвёртый "Творческие порывы"
Тут все просто: расстилаем большой лист бумаги (я использовала кальку в рулонах. Остатки обоев тоже отлично подойдут) и даём ребёнку краски для рисования руками. (Они легко отмываются от любой поверхности и не страшно, если ребёнок оближет руку). В конце "сеанса" нужно только собрать с пола бумагу и отнести художника к крану с водой.
Еще есть способ без номера и без названия, который годится для совсем крошечных детей. Я даже не знаю почему это работает. Но работает! В мешочек (я брала сумочку для деликатной стирки) кладётся что-то шуршащее (я клала кусок кальки, смятой в шар). Мешочек даётся ребёнку. И всё. Пока шуршит - мешок из рук не выпускался ;))
В следующий раз я приведу некоторую статистику и отвечу на вопросы, которые требуют больше одной строки.
Уважаемые родители, поделитесь вашими способами "нейтрализации" чад. Я уверена, у каждого есть свой арсенал!
Следующая запись. Часть 11. Спрашивали? Отвечаем! Предыдущая запись по теме.