Стою-курю. Переминаюсь с ноги на ногу. Снег хрустит под подошвами словно крахмал в тряпичном мешочке. Морозный воздух щекочет ноздри и пробираясь под куртку, приятно покалывает все тело. В желто-грязном свете привокзальных фонарей, мириады снежинок искрятся и рисуют картинки из детства про новый год, про деда мороза, про дом. Тихая, зимняя ночь в западной Сибири. Хорошо.
Всего лишь десять часов назад было жарко и влажно. В далеком чужом аэропорту, где-то там, на краю земли, на острове в Тихом океане я принимаю решение на вылет. Анализ погоды по маршруту, обсуждение схемы выхода и маневры обхода гроз. Как действовать "если что", и что делать если вообще не пойми что. Полет предстоит долгий и нудный, но этот полет на родину и от этого становится радостно.
Интересные ощущения. За неделю времени я посещаю две, три страны и снова возвращаюсь в Россию. Домой лететь всегда приятно и кажется что быстрее, а на чужбину долго и без желания. Вот и сейчас, непонятная радость и предвкушение чего-то хорошего.
Вся эта работа, все эти полеты похожи на дежавю. Все это уже было и все повторяется снова и снова. Взлет, стандартные процедуры выполнения технологии, обход гроз, влево, вправо, набор высоты, разгон и.. И все. Самолет зависает в небе на долгие, долгие часы до самой посадки. После набора эшелона, как обычно, короткий рассказ пассажирам как и над чем полетим, где будет болтать, а может и не будет, почему нужно пристегиваться и когда будем фотографировать красоты мира если позволит погода.
Так происходит всегда, меняются только аэропорты и страны. Это только по началу кажется, что есть незнакомые аэродромы и там обязательно будет какая нибудь "засада", на самом деле после выхода на посадочную прямую все полосы одинаковы. Но все же есть в моей работе некая Божья искра, которая не дает зачахнуть и привыкнуть, не замыливает глаз и чувства. И хотя все давным давно знакомо и пройдено уже сотни раз, но каждый полет снова и снова проходит как-то по другому и из каждого рейса привозишь новые впечатления и новые знания. Это такой жизненный калейдоскоп, состоящий из одних и тех же разноцветных стекляшек, которые каждый раз складываются в невиданный ранее рисунок.
Санья. Остров Хайнань. Южный Китай.
Не зря говорят, что за Китаем будущее. Эти люди положили с прибором на все мировые правила и этикет. Они выпускают машины, самолеты, ракеты без патента, как две капли воды похожие на технику ведущих фирм планеты и снаружи и внутри, называют их на свой лад, эксплуатируют и предлагают на продажу. Они шьют одежду точно такую же как в Париже, Нью Йорке и Милане и не парятся тем, что она своим качеством даже не намекает на качество оригиналов. И конечно же они строят. Строят быстро, много и высоко.
Еще пол года назад, аэропорт Саньи (да и сам город) выглядел совершенно по другому, теперь же его просто не узнать.
Воздушное пространство над островом управляется Гонк Конгом и только нижний сектор подхода самой Саньей.
Гон Конг
Самая главная трудность здесь и в этом вся "фишка", язык. Диспетчера Хайнаня, судя по всему, английского авиационного никогда не учили и им неведомы устоявшиеся выражения и правильный порядок слов (не говоря уже о произношении), лепят они все подряд и чтобы разобрать, что хотел сказать диспетчер, нужно не просто наморщить ум, но и постараться распознать в дикой китайско-английской смеси слова предназначенные именно тебе. После взлета, выше уже проще. Как только переводят на Гонк Конг, становится легко и радостно. Диалог прост и понятен. Заметно, что это наследие англичан.
Полеты над Китаем особенны и даже дается специальный допуск на право выполнения таких рейсов.
Тут все не так, как у людей, все на свой манер и по своим правилам. Летают на своих высотах, которые измеряются по старинке - метрами, но метрами мудреными, не подходящими под круглые цифры футов. (правда у нас тоже так было до недавнего времени, но мы перешли на единую, мировую меру, а вот китайцам по барабану) Полет проходит не по трассе, а в стороне от нее, это тоже их ноу-хау. Много чего непривычного и не совсем понятного, но это реальность и её нужно воспринимать такой какова она есть.
Уже территории Китая, Монголии, Лаоса не кажутся не знакомыми. Перед рейсами я читаю в интернете об истории этих стран, о их геополитическом устройство и рассматриваю карты. Интересно же чем живут те города, районы и места над чем будет проходить полет. Всего лишь за год я узнал о Китае, Вьетнаме и вообще о Юго-Восточной азии больше, чем за всю свою жизнь. Я видел с высоты Янцзы и Хуанхэ, ознакомился чем характерна река Ме Конг и как выглядит Тибет на закате.
Особенно впечатляет пустыня Гоби. Оказалось, что эта территория состоит из нескольких пустынь (Джунгария, Алашань,Гашунская Гоби, Монгольская Гоби, Алтайская Гоби). Все эти места не похожи друг на друга, все имеют особенности и все они разные. Я уже научился их различать. Очень грандиозно выглядят отроги Гималаев и Тибетское нагорье. Наши маршруты проложены по западу Китая и часть полетов проходит над горами. Кавказ, на фоне этих вершин, кажется среднерусской равниной. Основная масса высокогорья - пяти и шеститысячники, это как лететь над скоплением Эльбрусов (5642). Но что самое удивительное, здесь повсюду видны поселения. Чем тут люди дышат не понятно. Сахарными головами торчат вершины скал с высотами более семи километров.
Где-то там, внизу, затерялась мифическая страна Шамбала и там живут Йети, а я вот просто так над ними пролетаю. Может быть, вот прямо сейчас, сидит на камушке среди отвесных скал, на пороге своей пещеры маленький снежный человечек, смотрит широко открытыми, голубыми, детскими глазками в синее небо и открыв рот показывает папе и маме пальчиком на длинный белый след...
Здесь часто шарахаются НЛО (экипаж, который нам пригнал самолет в Омск, показывал видео снятое на мобилку в этих районах прошлой ночью. Светящийся шар с пятью расходящимися лучами вниз. Висел, висел и бац, смотался куда-то по своим нлошным делам) Удивительно!
Гоби
Тибет и Гималаи
Командировка напряженная. За пару недель я побывал в семи или восьми городах России (причем не по одному разу) и посетил четыре страны.
Самая неприятная посадка была в Лахоре (юг Пакистана). Посадка была техническая, на дозаправку. Дул очень сильный встречный ветер над Бенгальским заливом, в районе Мьянмы и Бангладеш, скорость встречного воздушного течения доходила до 300 км в час.
Где-то над Бенгальским заливом
Мы выполняли рейс из Бангкока в Краснодар и пришлось садиться. Между Индией и Пакистаном давно идут какие-то терки по поводу то ли территории, то ли по религиозным причинам и они между собой не дружат. Индийцы даже не дают частот, на которых нужно работать с Пакистаном, а просто говорят, летите мол, себе дальше по своему плану и будьте здоровы. Пенджаб где расположен Лахор, место неприветливое (во всяком случае нас так встретил Пакистан). Густая дымка, какого-то зловещего желто-коричневго цвета, высокая температура и сильная болтанка на снижении. Внизу сплошные то ли норы, то ли бойницы. Никаких высоких зданий или проспектов. Плоские крыши одноэтажных грязных мазанок. Вид густозаселенной, тесной, огромной тюремной зоны. Перрон аэропорта полупустой и безлюдный. Огромное здание аэропорта из красно-кровавого кирпича, с черными, мертвыми глазницами маленьких окон и белыми полосами вдоль, как бастион зла. Нас поставили на дальнюю, отдельную стоянку.
Сразу же появилась два охранника в серо-голубых рубашках с автоматами. На борт поднялся человек, лицо которого никогда не посещала улыбка, обменялся с нами несколькими дежурными фразами и попросил одного из членов экипажа пройти на улицу и заправить самолет. Ну я и пошел (мне же до всего есть дело!) Три мужика с черными бородами, больше похожих на душманов (им бы чалму, да автоматы в руки), чем на техников, быстро подсоеденили шланги к заправочным горловинам и предложили мне самому залезть на стремянку к пульту управления заправкой и выполнить все необходимые манипуляции. Пока я занимался заправкой, дядьки присели на корточки (вот им так удобно что ли сидеть?) и тихонько о чем-то переговаривались, изредка стреляя в меня своими недобрыми, черными глазами. Очень неприятные ощущения. Чувство тревоги и опасности, висящая в воздухе напряженность. Закончив с топливом, я заполнил бумаги и на прощание ляпнул им "Аллаху акбар бача!" Впервые, за время пребывания на земле Пакистана, лица местных осветила улыбка, обнажив неровные, гнилые зубы аборигенов.
Быстренько забив машинку и запустившись, мы покинули неприветливую страну (а может это только так нам показалось), взяв курс на Афганистан. Над Кабулом пролетали уже поздним вечером и ничего примечательного не видели. Чернота наступающей ночи скрыла от наших глаз все тайны страны вечной войны.
Сегодня Бангкок. На улице безумно жарко и душно. Идти никуда нет желания, все уже здесь знакомо и все видел. Хочется сидеть в прохладном номере под кондиционером и ничего не делать. Чужая страна, чужие традиции, чужие люди. Но уже завтра, я снова сяду в самолет и возьму курс на родину, где снег хрустит под падошвами словно крахмал в тряпичном мешочке, где скоро настоящий новый год с ёлкой и подарками. Где уставший, полупьяный дед мороз-Колька из соседнего подъезда, с ватной бородой и в кроличьей старой шапке орет на всю улицу: "Владимирский центра". Возьму курс туда, где румяные щеки от мороза, а яркая, синяя луна в студеном, свежем воздухе, как одинокий яркий фонарь... Хорошо.
Рабочие будни... :-)
Рамиль. У него все только начинается. :-)
Восход луны над Хабаровском
Хабаровск, лучший город страны.
Наши в Бангкоке
В-787 уже не редкость в небе. JAL на встречу, где-то над Магдагачи.
Не красивый, жирный самолет. Посадка в грозу в Суварнабхуми.
Ахтунг! Наши в небе! В-767 Nord Wind встреча над пустыней Алашань
Впереди долгая ночь....