1 июля. День первый, с которого начались наши похождения, и мы прилетели в Чару….
…А могли и не прилететь, а приехать поездом. Тогда пришлось бы стартовать дня на три-четыре раньше.
Паровоз - хорошо?!.. Не-ет, самолет - хорошо!!!…
Перемещение из Читы в Чару (расстояние между которыми по прямой 650 км) на поезде превращается во многодневное приключение мучение с длительными пересадками, отлежанными боками и отсиженными задами. Даже железнодорожники, имеющие право бесплатного проезда, стараются не пользоваться этой своей адской льготой.
Курсировал еще совсем недавно, между прочим, прицепной вагон «Чита-Таксимо»…, да чего там вспоминать… Еще живо преданье о ежедневных двух-трех авиарейсах из Читы в Чару в конце прошлого века. Кстати, и тогда тоже были сложности с билетами. А чего уж сейчас говорить!...
Авиабилетами мы озаботились за полтора месяца до начала путешествия. Озадачили человека, имеющего возможность забронировать места на рейс, как только они появятся в системе. Но «продажа» открылась за две недели с информацией, что на 1 июля все билеты проданы!
Во, как! Но у нас оставалось еще две недели для экстренных действий. С большим скрипом за три дня до вылета рейса мы все же сумели избавиться от необходимости добираться по железной дороге.
И, вот мы в аэропорту, благополучно прошли досмотр, сидим в накопителе, в компании с еще дюжиной счастливчиков, ждем команды на выход.
Сидим уже минут сорок. Расслабились. Появляется сотрудница, объявляет: «На Чару, проходим в автобус!». Мы отрываем от пола кули да баулы с байдарками и, вдруг, обнаруживаем, что нет большого Колиного рюкзака! Как, где!?... Лихорадочно сканируем глазами накопитель. - Нету! Торопимся в зону досмотра. - Тут тоже нет.
… Оказывается, рюкзак остался стоять в общем зале регистрации! Спешим на досмотр.
- Запрещенные предметы есть?
- Нет, конечно. Ружье уже сдали.
- Та-ак. … Здесь у вас нож?
- Да.
- Нельзя.
- Как это нельзя!? Как в походе без ножа!? Он же в багаже.
- А что у вас тут? Какой-то баллон.
- Да нет там ничего.
- Похоже на баллон с газом, - настаивает сотрудница. - Откройте!
- Да нет там никакого газа, - продолжает не соглашаться Коля, вынимая и разворачивая сверток. - Ой! - Из вещей выкатывается баллон с газом для горелок.
Смешно, будет о чем написать в первой главе: потеряли куль, пытались провезти опасное вещество, сейчас самолет улетит без нас и мы поедем-таки поездом….
Баллон с газом летит в корзину, мы бежим к автобусу….
АН-24 выруливает на взлетную полосу с нами на борту.
Земля закрыта облаками, смотреть нечего. Вообще, погода сейчас на севере края не самая хорошая. В районе Чары все реки поднялись. И прогноз погоды на ближайшие 10 дней не радостный: «Дожди».
Самолет вдруг резко встряхивает и проваливается. Пассажиры оживляются, очень послушно пристегивают ремни. Воздушная яма как раз над долиной р. Калар. Хорошо видно русло реки и береговые косы, то есть, вода не высокая. Это важно, и, особенно, для первого участка сплава - по порожистым верховьям.
Самолет жестко приземляется. Все, мы на месте, в административном центре Каларского района - с.Чаре.
Нас встречает Андрей Давыдов.
Сначала идем в здание аэропорта и записываемся у кассира на обратный вылет через три недели (тоже проблема). Затем встречаемся с одним из самых крутых чарских вездеходчиков - Владимиром Перегудовым, и расспрашиваем о дороге через водораздел Калара и Калакана Витимского (наши планы нацелены туда). Потом заезжаем к Сане Дружинину, который завтра на своем ЗИЛ-131 будет забрасывать нас к началу сплава - на оз. Амудиса. Приключения, однако, обещают начаться еще до места старта, - уж очень непростая туда ведет дорога.
Ну, а теперь можно двигаться в Новую Чару, где живут Сергей и Люба Козловы. А еще нас там ждут-не дождутся две десятикилограммовые посылки из Краснодарского края с 50-градусной чачей.
Чача - это, конечно, большой дополнительный вес к нашему грузу. Но, с другой стороны это вещество имеет свойство облегчать походные тяготы. А еще способно подавить сомнения…. Сомнения, что всю эту гору из вещей, баулов и рюкзаков, громоздящуюся сейчас в прихожей, мы будем в силах унести на своих спинах за 80 или даже 100 км по болотистой тундре….
А унести нам все это предстоит из долины р. Калар через водорздел на реку Калакан Витимский (зеленая нитка маршрута)
«Паровоз - хорошо, самолет - хорошо, а олени лучше!». Но оленей сейчас не сыскать. Мы наводили справки, можно ли у эвенков, живущих в устье р. Джемку (приток Калара) нанять связку и переброситься через перевал, и знающие люди ответили так: «Олени!? Да, они их давно кончили! Нет ни одного…».
Поэтому вся надежда на чачу!...
Ну, тогда, что ли, пойдемте, еще по чамочке!? Сквозь ее призму маршрут видится вполне реальным.
Продолжение, Ч.2