Тот самый Карлсон. Который...

Jan 21, 2015 21:01

«Первое приземление на советскую землю человека с пропеллером произошло в 1957 году, когда на русском языке впервые вышла книга Астрид Линдгрен, безусловным соавтором успеха которой являлась легендарная переводчица Лилианна Лунгина...
Книга немедленно стала, как это было положено в СССР, дефицитом. 11 лет спустя в Театре Сатиры поставили знаменитый спектакль, и в том же 1968 году на Союзмультфильме вышел анимационный фильм, после которого окончательно стало ясно: Карлсон поселился на крыше у советских людей надолго, если не навсегда.
О феномене существа, не имеющего внятных социальных и возрастных признаков (да и тендерную принадлежность Карлсона следует считать условной - «гордая юная девица улетает далеко-далеко» - говорит само за себя), и рассказывает «Выставка Карлсона»: на языке всех жанров, в которых жил и продолжает жить весьма упитанный мужчина в самом расцвете сил. Анимация и кино, театр и телевидение, иллюстрации и диафильмы, литература и городской фольклор, игрушка и, наконец, современное искусство, для которого Карлсон - лишь повод для разговора на излюбленные темы, включая тендер и постколониализм, китч и поп-культуру, фрейдизм и юнгианство, ПУСТОТУ и избыточность.
Каждую зиму на протяжении уже нескольких лет преданная аудитория Солянки приходит смотреть выставочные блокбастеры, говорящие на сложные темы простым и популярным языком, призывая на помощь не только новые музейные технологии, но и редкие в краях поп-культуры жанры, такие как видеоарт, инсталляция, дигитальная скульптура или перформанс. «Мультфильмы, занесенные снегом», «Снежная королева. Холод и красота», «Снегурочка. Как не растаять» - каждая из них представляла собой арт-аттракцион, приглашающий к диалогу, интеракции и местами спору самого разного зрителя: от хипстера до министра, от гастарбайтера до хоругвеносца,от избалованного ребенка до одинокой старушки. Всем этим и многим другим категориям музейной публики, даже если они пришли в музей вместе, стоит уже на входе расстаться и разбрестись в разные концы Солянки, с тем чтобы найти свою последовательность, свою логику и свои любимые цитаты или фрагменты архивов.
Выставка Карлсона наследует лучшие достижения предыдущих зимних экспозиций Солянки, не забыв сказав главное: совместная фантазия Астрид Линдгрен и Лилианны Лунгиной приучили всякого человека, выросшего на территории этой страны, к непрерывному поиску убежища - домика на крыше, своего мира, в котором у привидений имеется мотор, и, наконец, той территории, где нет бесконечных правил, ограничений и навязанных социумом угрюмых клише, а есть только тот самый таинственный друг, который появляется в наиболее отчаянные моменты, если дернуть за веревку, когда ни что другое не работает, и он - казалось бы, бесконечно влюбленный в самого себя - точно прилетит, непременно наведет свой порядок и потом еще когда-нибудь обязательно вернется. Милый. Милый.
Федор Павлов-Андреевич; директор Государственной галереи на Солянке»
Итак.

И пошли мы с Мишкой неспешно к самому открытию галереи на Солянке, где царствовал Карлсон, отпустив маму восвояси, ибо еще не было 12-ти… Однако подошли - и выяснилось, что туда вереницей идут люди с детьми. Оказалось, на экскурсию. Нассс спросили - на экскурсию ли мы? Нет, мы сами по себе. Хотя интересно было бы послушать - там и про историю здания рассказывают.
Поднялись сначала наверх. Там много табличек с рассказами о создании нашего «Карлсона», куклы-Карлсоны.




Пока он сидел с наушниками, открыв рот и замерев…




…я посмотрела на другие экраны. Показывали записи спектаклей по Линдгрен. Потом два игровых фильма про Карлсона. Наш старый. С чудными актерами (Миронов, Пельтцер, Мишулин). И американский, который показался ужасно мерзким. Слишком там сытый малыш, и слишком противный Карлсон: толстый парень с глазками-щелочками и надутыми щеками. Наш Мишулин-Карлсон даже в плохом гриме очень милый, у него такая чудесная улыбка. А вообще мультфильм кажется каким-то более достоверным, что ли. В игровом фильме Карлсон-взрослый такой огромный и нелепый в своей огромности…
Побегала, посмотрела рисунки художников - создателей мультика. Большая зала была пустая, стол с чашками, как из мульта, нарисованные полки, обязательные зонтики… Что там могло бы быть? Может, какие-то представления живые устраивают в определенное время, ибо иначе смысл огромной пустой комнаты пропадает.




«КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Анатолий САВЧЕНКО, Юрий БУТЫРИН
Иллюстрации к книгам «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и «Карлсон вернулся» Бумага, тушь, акварель. 1970-е гг. Фонд Анатолия Савченко
Книги о Малыше и Карлсоне с иллюстрациями Анатолия Савченко и Юрия Бутырина вышли в свет в московском издательстве «Малыш» и практически полностью основаны на мультипликационной версии повести.
Книжка-игрушка по мотивам мультфильма «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» была впервые издана в 1972 году. Книга привлекала внимание своим фигурным форматом: края издания полностью повторяли силуэт Карлсона, держащего в руках большую банку с вареньем. Этот книжный образ окончательно закрепил за малиновым вареньем статус главного лакомства Карлсона.
Книга по мотивам мультфильма «Карлсон вернулся» впервые была опубликована в 1973 году. Обложка была создана под фигурный формат, но уже с первого издания книга печаталась в обычном прямоугольном виде.
Автором адаптированного текста обеих книг стал сценарист мультфильмов Борис Ларин.
Книги выдержали множество переизданий, крупнейшими из которых стали тиражи 1975 (вторая повесть), 1976 и 1981 годов (первая повесть).»



















В другом большом зале была гардеробная, люди переодевались с объёмную одёжу персонажей «Карлсона» и азартно фотографировались в ней.










Меня служительница в белом фартучке от фрекен Бок (они все были в фартучках) с милой, лучезарной улыбкой пригласила одеться и сфотаться. Просто усиленно зазывала. Я свалила сумки и чехол фотика в угол на пол, сверкающий поутру чистотой, напялила одёжный шар для фрекен Бок, в котором утонула - не мой рост, и меня фотографировали. Поскольку к любому фотику надо приноровиться, половина фот была размыта, пришлось удалить и повторить.










Потом я напялила изящное пальто и шляпу - тоже от фрекен Бок. Мишка посматривал из-за угла, но заманить его сфотаться я так и не заманила.







Попросила и милую служительницу музея - они там на редкость милые абсолютно все - сфотографироваться. Вот какая лучезарная улыбка! Все бы фрекен Боки такими были! Кстати, они там еще убирались, когда мы пришли, прямо в этих белоснежных фартучках!




Тогда я, напрочь забыв о сваленных в углу вещах, повела его на мультики. Вспомнила только тогда, когда фотографировала - фотик в руке, а чехла нет, не висит на шее. Бросив Мишку, побежала назад, в зал, где вещи так и лежали сиротливо в углу.
Зато на кушетке у телика с наушниками внучок сидел, весь погруженный в действо.
Я походила вверх-вниз. Внизу на большом экране происходило безобразное действо. Внутренний дворик огромного старинного дома, чем-то напоминающего «колодец» того самого дома, где галерея, и туда изо всех окон лавиной вылетают огромные кадки и горшки с комнатными цветами, большей частью пальмами. Разбиваются вдребезги, несчастные растения вылетают из горшков с корнями, земля разлетается, горшки летят и летят, куча убитых растений посреди дворика растет…







Отвратительное зрелище, причем никаких пояснений этой гадости я не нашла. Что это, зачем это, кто автор… Жалко растения. Они-то чем виноваты, что у автора извращенная фантазия?










Неподалеку совсем крошечный экранчик. Вот это интересно, но грохот беспрерывно разбивающихся горшков не дает ничего толком услышать. На экранчике доктор в белом халате изучает Карлсона вдоль и поперек - в смысле внешний вид, фотографии, и делает выводы о его болезнях, о необходимых предписаниях… Написано, что врач по внешним признакам пытается установить возраст существа, именуемого Карлсон.

«Доктор Елена Карутти анализирует состояние здоровья Карлсона (год рождения и инициалы пациента отсутствуют) и старается вычислить его возраст. Продолжительность видео 9 минут. Оператор: Ярослава Кирюхина. 2014»




Спустились на пролет вниз. Тут можно собирать паззл.




Еще ниже. Маленькие каморки с рисунками привидений, которых Мишка сначала опасался.




Потом повела его дальше, в подвал с привидениями, где огромное трио головастых привидений, поддуваемых сзади воздухом, колыхались и хором дружно пели что-то бравурное и советское, в духе марша.

МишМаш «Пока не скажут стоп», инсталляция 2013




Мишка вообще откровенно испугался и не желал входить. Уговорила. Люди фотографировались увлеченно, и я говорю ему: смотри, сколько людей и детей, и все стоят близко и не боятся, и ничего с ними не происходит! Поэтому мы дождались, пока все насмотрелись, подошли ближе, потерпели, когда девушки с шикарным фотиком наснимались, и попросила девушку сфотать меня. Первый кадр - я схватила Мишку в охапку, второй раз одна, а потом сняла его.













А поблизости еще одна инсталляция, которая Мишке понравилась, он от колеса с ручкой никак не отходил, крутил и крутил. А на полированной металлической колонне мелькал Карлсон, прилетевший к Малышу. Он вылетал из колонны, нарезал круги по полу с заданной скоростью, потом снова «запрыгивал» на колонну и летал там. Люди приходили с совсем маленькими детьми, и один мальчик лет двух ползал и пытался с возгласами ловить летающего Карлсона-призрака. Очень забавно. А Мишка все накручивал и накручивал колесо. И мог бы, наверное, целый день этим заниматься.
Андрей Топунов, Малыш в гостях у Карлсона, из серии «Энциклопедия оптических иллюзий». Анаморфная проекция, два зеркальных и одно диффузное отражения, 2014







И снова посадила наверху, и он снова смотрел все ту же серию, и не хотел уходить до самого конца, и сама немного посмотрела.




Вот еще «подвальные» инсталляции.
В темноте не разобрала, но это, видимо, должно было символизировать домик Карлсона на крыше, хи.



Владимир Потапов «Красная дорожка». Пространственная живопись, плексиглас, масло, 2014, предоставлено галереей «Триумф».




Потом перешли на другую серию, там наконец-то освободилось кресло, и к нам все время назойливый мальчишка лип и требовал посадки и наушников (а наушники там были только одни). Наконец мальчишка угомонился и стал смотреть. И тут Мишка, державшийся за промежность, не выдержал, вскочил: я написал… в трусы… И мы помчались в туалет, срочно писать, что должны были сделать много раньше… Трусы оказались немного мокрые. Подмочил репутацию, называется… Потом он сам захотел вниз - крутить колесо. Потом… думала дать ему уже молочный коктейль дать, который с собой взяла, но увидела автомат, и взяла ему какао. Какао оказалось раскаленное, долго ждали, пока остынет, потом он все плясал вокруг автомата и просил еще.
Сегодня день детский и совершенно бесплатный! Нас пригласили еще, спросили Мишку, понравилось ли ему, он засмущался, а я пояснила, что он вообще первый раз, не на Солянке, а вообще на выставке первый раз (умолчав про Кейджа).

«Мой учитель - любопытство». Интервью Анатолия Савченко Сергею Капкову. Опубликовано в газете «Газета» 18 июля 2004 года

-Ay вас есть свои секреты? Говорят, что художник Савченко владеет какими-то тайнами мастерства, которые до сих пор никто не разгадал.
- Какие секреты? (Смеется.) Не было у меня никаких секретов. Все шло изнутри. Вот Боря Степанцев приглашал меня всегда в свои фильмы, а я иногда удивлялся: «Ну что ты все на мне замыкаешься? Возьми кого-нибудь еще!» А он отказывался: «Нет, у тебя персонажи добрые». Значит, я его устраивал именно в этом качестве. Многое зависит от сценария. Если он острый, смешной стараешься соответствовать. Тут главное, чтобы персонажи задели тебя самого. - Своих самых знаменитых и популярных персонажей вы придумали легко?
- Карлсон сразу получился, без особых напрягов, И Фрекен Бок. Когда сценарий увлекает, намного легче работается. Все нравится. Борька пробовал многих актрис, намучился, страшно никто не нравился. Ас Фаиной Раневской сразу все получилось. Женщиной она была крутого нрава, режиссера называла деточкой и не принимала никаких замечаний: «Деточка, я сама все знаю!..» А на меня она даже обиделась. Когда увидела нарисованную Фрекен Бок, воскликнула: «Неужели я такая страшная?» Я попытался ее переубедить: «Это не вы, а образ!» Но, по-моему, актриса осталась при своем мнении.
- А Ливанова на роль Карлсона кто нашел?
- Случай. Здесь тоже пробовались многие, даже Алексей Грибов. А Вася Ливанов часто к нам в группу заходил, в шахматы играл. Борис ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Вася говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось. Причем в роли Карлсона Ливанов пародировал знаменитого режиссера Григория Рошаля. Экспромты всегда лучше, чем типажи, притянутые за уши.
КЛАРА РУМЯНОВА (1929 - 2004 гг.) - российская актриса театра, радио и кино.
Большую известность получила благодаря озвучиванию персонажей советских мультфильмов, среди которых «Малыш и Карлсон», «Ну погоди!», «Чебурашка» и многие другие. Единственная актриса, удостоенная почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» за работу в мультипликации. На экране Клара Румянова появлялась в фильмах: «Сельский врач», «Воскресение», «12 стульев», но с 1970-х практически перестала сниматься. Свое призвание актриса нашла в работе за кадром, озвучив более 100 мультфильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной анимации.
- ВАСИЛИЙ ЛИВАНОВ (род. 1935 г.) - российский киноактер, сценарист, режиссер, народный артист РСФСР (1988 г.) Наибольшую известность получил благодаря созданию экранного образа Шерлока Холмса в цикле телефильмов по произведениям Артура Конан Дойла, который признан британскими критиками лучшей экранизацией книги, а Ливанов - лучшим Шерлок Холмсом. Ливанов озвучил около 300 мультипликационных персонажей, в том числе Карлсона, крокодила Гену и Удава в мультфильме «38 попугаев». В 1959 году
- Василий. Ливанов дебютировал в кино в фильме Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». Для достоверности режиссёр предложил озвучить зимние сцены этого фильма на улице в 40-градусный мороз, в результате чего актер сорвал голос Так появился знаменитый уникальный тембр Василия Ливанова.
- ФАИНА РАНЕВСКАЯ (1896-1984) - советская актриса театра и кино. Не окончив частную театральную школу, Фаина Раневская стала одной из величайших актрис 20 века. Играла во многих театрах, в том числе в Центральном театре Красной Армии, театре им. Моссовета, театре им. А.С. Пушкина. В кино Раневская сыграла всего около 30 ролей (почти все - эпизодические), однако она была и остается одной из самых любимых актрис старшего поколения. В фильмографии актрисы роли в таких фильмах как «Подкидыш», «Золушка», «Берегись автомобиля» и, конечно же, в мультфильме «Карлсон вернулся!», где Раневская озвучила главную домоправительницу страны - Фрекен Бок. Известно, что изначально знаменитая актриса не хотела принимать участие в озвучивании мультфильма, так как ей не понравился персонаж, но все же Раневская согласилась, более того, она не принимала замечания режиссера, а сама руководила процессом работы над мультфильмом. Во многом благодаря этому, образ Фрекен Бок неразрывно связан для многих именно с Раневской, трудно представить еще одного мультипликационного персонажа, обладающего такой харизмой.

- ВАСИЛИЙ ЛИВАНОВ, АКТЕР, ОЗВУЧИВШИЙ КАРЛСОНА В МУЛЬТФИЛЬМАХ:
- На эту роль пробовались такие замечательные актеры, как Михаил Яншин и Алексей Грибов. Но не получалось, голос не сливался с персонажем, звучал из-за экрана. А я, когда увидел Карлсона, то подумал, что он очень похож на любимого мной человека - кинорежиссера Григория Львовича Рошаля.
- Он был таким, как Карлсон - человеком очень эмоциональным, с неожиданными переходами от грусти к радости. И все это совпало с характером Карлсона.
- Когда Рошаль впервые посмотрел фильм (это было на Мосфильме), он мне позвонил и сказал, что удивлялся, почему публика в зале хохотала и все время поворачивалась посмотреть на него. Он не понимал, почему это происходит. А потом понял, что Карлсон очень похож на него, и прислал мне новогоднюю открытку, в которой подписался «Рошаль, который живет на крыше».
- Я многие фильмы делал с замечательной актрисой Кларой Румяновой, [озвучившей Малыша]. И очень много значило наше общение около микрофона, потому что мы очень много импровизировали. Тот же «день варенья» - это чистой воды импровизация не по тексту сценария.
- Из фильма «Фабрика чудес. Роли озвучивают» (ЦНФ, 2007). Режиссер - Алексей Вахрушев, сценарист - Сергей Капков.
ПРОТОТИПЫ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
АНАТОЛИЙ САВЧЕНКО, ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК МУЛЬТФИЛЬМОВ О КАРЛСОНЕ:
- Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия. Именно от него зависит изобразительный ряд всего фильма. Но, к сожалению, в кино по именам знают только режиссеров и все удачи приписывают им одним. А ведь без художника мультипликации нет и не может быть.
~А у вас есть свои секреты? Говорят, что художник Савченко владеет какими-то тайнами мастерства, которые до сих пор никто не разгадал,
- Какие секреты? (Смеется.) Не было у меня никаких секретов. Все шло изнутри. Вот Боря Степанцев приглашал меня всегда в свои фильмы, о я иногда удивлялся: «Ну что ты все на мне замыкаешься? Возьми кого-нибудь еще!» А он отказывался: «Нет, у тебя персонажи добрые». Значит, я его устраивал именно в этом качестве. Многое зависит от сценария. Если он острый, смешной стараешься соответствовать. Тут главное, чтобы персонажи задели тебя самого.
- Своих самых знаменитых и популярных персонажей вы придумали легко?
~ Карлсон сразу получился, без особых напрягов. И Фрекен Бок. Когда сценарий увлекает, намного легче работается. Все нравится. Борька пробовал многих актрис, намучился, страшно никто не нравился. А с Фаиной Раневской сразу все получилось. Женщиной она была крутого нрава, режиссера называла деточкой и не принимала никаких замечаний: «Деточка, я сама все знаю!..» А на меня она даже обиделась. Когда увидела нарисованную Фрекен Бок, воскликнула: «Неужели я такая страшная?» Я попытался ее переубедить: «Это не вы, а образ!» Но, по-моему; актриса осталась при своем мнении.
- А Ливанова на роль Карлсона кто нашел?
- Случай. Здесь тоже пробовались многие, даже Алексей Грибов. А Вася Ливанов часто к нам в группу заходил, в шахматы играл. Борис ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Вася говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось. Причем в роли Карлсона Ливанов пародировал знаменитого режиссера Григория Рошаля. Экспромты всегда лучше, чем типажи, притянутые за уши.

выставка, картины, январь 2015, Карлсон, галерея на Солянке, привидения, фотографии, инсталляции, мультипликация

Previous post Next post
Up