Шедевр в Вешаловке

Jan 22, 2012 16:15

   Однажды, ещё в детстве, мне попала в руки замечательная книга "Путешествие по Липецкой области", на обложке которой изображён силуэт сказочной старинной церкви. Давно я хотел увидеть её своими глазами! И вот это свершилось в прекрасный морозный день



Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Вешаловке

   Это знаменитая в своё время усадьба Знаменское, или Знаменка, помещика и царского вельможи Татищева. Проект составлен известным русским зодчим Василием Баженовым  в 1768 году, а завершено строительство другим архитектором в 1784

Здесь и далее, курсивом, цитируется текст из вышеназванной книги:

Застройка усадьбы была проведена с большим размахом и вкусом, и затратой огромных средств. Центром всей архитектурно-планировочной композиции являлось главное здание дворца, размещённое на самой высокой точке знаменского оврага. Дворец окружал обширный парк, фасадом он был разбит в виде круглого партера и осажен дубом, а дальше переходил в пейзажный. Парк, в свою очередь, был взят в кольцо разнообразных по форме, величине и глубине террасных прудов с земляными дамбами. За прудами были разбиты фруктовые сады, обсаженные древесными и кустарниковыми породами

Кроме дворца Татищев выстроил в усадьбе мавзолей и церковь. К сожалению, от этого ансамбля ныне осталось очень мало. Полностью сохранилась только церковь. На месте же дворца - одни руины; уцелела лишь его угловая башня. Пруды спущены и плотины разрыты. Парк вырублен. Однако и в этом своём состоянии ансамбль усадьбы, без сомнения, представляет историческую ценность и взят на учёт как памятник архитектуры



Село, где стояла усадьба, до революции называлось Знаменское
После 1917 года вошло в состав села Вешеловка, позже переименованного в Вешаловку







Дорога привела в сонное зимнее село, затем пошла под уклон, и сбоку вдруг возникла, словно видение, церковь



А чуть подальше, за деревьями, я увидел одинокую башню



Это всё, что осталось здесь от великолепного дворца





Не знаю как назвать тех людей, не людей, которые буквально "грызли" эту красоту



Старая кладка башни, а на ней разные надписи: эта сделана, видимо по аналогии с совхозом "Красный колос", расположенном неподалёку





Трудно даже вообразить, какой красоты был дворец!









Церковь словно устремляется вверх, хорошо передана архитектором иллюзия движения

План церкви Знамения представляет трёхчастную схему русского храма с колокольней. Последняя связана с храмом открытым переходом арочного типа, являющимся входом в церковь. В XIX веке этот переход был заложен, оставлен только дверной проём. Алтарная часть прямоугольная в плане

Колокольня делится белокаменными деталями на три яруса и имеет шатровое завершение. Первый её ярус - четверик с гульбищем (террасой, охватывающей здание), последующие ярусы - круглые в плане. Церковь имеет в плане квадрат и перекрыта стрельчатым шатром, завершённом шпилем на восьмигранном основании

По углам четверика с южной и северной сторон находятся контрфорсы (упоры), также завершённые шпилями-шатрами. Эти пять основных шпилей над собственно церковью заменяют пятиглавие, что свидетельствует о свободной трактовке Баженовым церковных канонов. С востока к четверику примыкает алтарная часть, симметрично ей с запада - трапезная. И трапезная и алтарь завершаются шпилями-шатрами вместо обычных глав

Стены, пилястры и шатры выложены из красного кирпича с богатым и разнообразным белокаменным оформлением. Входные лестницы-паперти сделаны белокаменными. Главки шпилей - металлические, круглые, они ещё сохранили следы позолоты





В обрамлении зимних деревьев Церковь Знамения Богородицы сказочно красива!



Одинокая башня



Двучётка: очевидно, следы куницы



Изящество линий









Зимняя сказка



Душа радуется, глядя на такие картины!



Устремлённость ввысь



Сбоку при церкви домик



Завидую живописцам, скажем, XIX века, - не было тогда в массовых количествах заборов, проводов, заводских труб, машин и прочей дребедени, зато на лугах паслись живописные стада, по дорогам ездили живописные телеги и сани, запряжённые лошадьми... После революции, коллективизации, индустриализации, глобализации и прочих "...ций" с пейзажами в Средней России стало проблематично. "Постарались" и современные "провайдеры", или как их там, втиснув вышку связи аккурат напротив церкви



Церковь Знамения в Вешаловке - интереснейший памятник архитектуры. В нём нашло блестящее воплощение то национально-романтическое направление, которое наряду с ведущим тогда строго классическим получило своё развитие в конце XVIII века под влиянием Баженова. Здесь налицо своеобразный художественно-обобщённый сплав древнерусских архитектурных форм и новых форм классики. Такое возрождние национального русского стиля было по плечу только первооткрывателю

Богатые декоративные формы, многообразные причудливые элементы, белокаменные фронтоны и карнизы простых и сложных профилей, пилястры, ниши, арки, балконы, различной формы завершающие шпили из кирпича и белого камня - весь этот арсенал архитектурных средств в руках Баженова служит единому архитектурному замыслу церкви Знамения. В том и заключается гений зодчего, что буйство форм и насыщенность архитектурными деталями не разрушают целостность общей композиции. Он останавливается как раз на грани предельного напряжения форм. И если добавить ко всему, что зодчий пользоваля здесь только простым красным кирпичом и тёсанными белокаменными деталями, то невольно поражает полученный результат



А нам пришла пора сказать "До свиданья!" этой замечательной церкви
Среди унылой и примитивной современной застройки она очень порадовала





И в завершении снежные цветы





PS: Нашёл более полную информацию об усадьбе и о церкви, где есть, что интересно, и старые фотографии дворца: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ethnography/veshalovka-usadba-znamenskoe.html

Липецкая область, зима, храмы, следы, Лесостепь, усадьбы

Previous post Next post
Up