И еще про Брюссель. Гении места.

Jul 19, 2017 16:59

В путешествиях я часто замечаю, что тот или иной город в моей системе образов накрепко связывается с каким-то конкретным персонажем. Задолго до этих моих соображений умные люди стали называть таких героев "гениями места". У каждого, впрочем, они свои.

Скажем, во Флоренции для меня - это Боттичелли. В Нюрнберге, безусловно, Дюрер. В Череповце - Верещагин. Ну и так далее.
А вот в Брюсселе их оказалось сразу двое - причем совершенно из разных эпох.

Это "угадайка" для привлечения внимания. По ней можно вычислить обоих героев.





Та картинка, что слева, сделана в старейшей в Брюсселе и одной из самых красивых церквей - Нотр-Дам де ла Шапель, что стоит на границе исторического центра и современной застройки, поэтому просто-таки располагает остановиться именно здесь, прервав прогулку по городу. Зайти под своды храма. С любопытством осмотреть капеллы. И обнаружить в одной из них памятную плиту тому, с кем у меня накрепко связан образ Брюсселя.

Я имею ввиду Питера Брейгеля Старшего.
Именно здесь, в небогатом квартале Мароль, центром которого была эта церковь, прошли последние семь лет его жизни. В Нотр-Дам де ла Шапель, состоялось его венчание в 1563-м. Тут же, в 69-м он и был похоронен. Рядом - его жена.



Вряд ли жизнь художника здесь была очень счастливой и благополучной, ибо бесчинства испанских войск Альбы во фламандском Брабанте пришлись именно на эти годы, и все ужасы и казни инквизиции происходили на глазах у Брейгеля. И все же самые лучшие его полотна - "Крестьянский танец" и "Свадьба", "Слепые", "Вавилонская башня", потрясающая серия "Месяцев" - все это написано в Брюсселе.

Ну все же помнят, да?



И если "Триумф смерти" или "Падение мятежных ангелов" (которое невозможно не заметить в Брюссельском музее старых мастеров) - это скорее размышления художника о войне и смерти, рядом с которыми приходилось жить постоянно, то "крестьянские" и "городские" серии создают такую почти осязаемую атмосферу тогдашней жизни здесь, в средневековом Брюсселе, что порой, останавливаясь перед каким-то архитектурным фрагментом города, затерявшимся среди новой застройки...



...понимаешь вдруг, что видел его именно у Брейгеля. Вот, например, фрагмент "Переписи в Вифлееме".



Ну да, хорошо известно, что действие всех своих библейских картин Брейгель перенес в старый Брюссель и окрестности, но когда это видишь так наглядно...

О Брейгеле в Брюсселе напоминают не только картины в музее.

Церковь Сент-Николас, в двух шагах от моего отеля (в ее честь он и назван) чуть помладше Нотр-Дам де ла Шапель (12 век), но сохранила свой романский облик и интерьер.



И вот к своему величайшему удивлению я обнаружила в церкви Сент-Николас... вертеп. В июле! Потом уже я прочла где-то, что с 2015 года он стал постоянной частью храма. Изображает он Брюссель - не средневековый, а некий обобщенный, но, безусловно, узнаваемый. Поскольку я готова была искать Брейгеля в любом уголке старого города, мне показалось сперва, что персонажи вертепа просто сошли с его картин.



Но потом среди них обнаружился и сам Мастер!



И не благообразный, что на надгробной плите в Нотр-Дам де ла Шапель, а тот, что на его предполагаемом автопортрете - взъерошенный, беспокойный, нервный. Такой как раз легко мог написать "Безумную Грету" или "Пляски смерти".



Вскоре я стала находить персонажей Брейгеля в самых разных частях Старого города. Например, прямо рядом с Сент-Николас обнаружился фонтанчик с его "Слепыми".



Сама картина:


(Потом я уже прочитала, что такие фонтаны с персонажами картин художника можно встретить по всему центру, и, действительно, они мне попадались в самых разных местах).

А когда в Брюсселе начался праздник Оммеганг, персонажи Брейгеля заполнили весь город.

* * *

В переводе со старофламандского "оммеганг" - «шествие по кругу». Праздник возник еще до рождения Брейгеля, в 14 веке, и связан он с другой старой церковью Брюсселя, на этот раз готической,
Богоматери в квартале Саблон - Нотр-Дам де Саблон. Считается, что храм был выстроен гильдией арбалетчиков для статуи Богоматери, чудесным образом привезенной в Брюссель по бурной реке из Антверпена.



Чудотворная статуя Марии, отныне покровительницы города, и стала главной героиней праздника: каждый год её проносили во главе процессии, идущей вокруг новой церкви Богоматери в Саблоне. Так появился Оммеганг. Статую сопровождал кортеж из представителей аристократии, знати, всех Гильдий и духовенства Брюсселя, а также всех родов войск в самых лучших и нарядных одеждах. Покровительницу города с почетом доносили до Гран Плас, а затем возвращали в храм, после чего весь Брюссель радостно пировал.

Статуя и сейчас в церкви прямо на лодке.



В наши дни Оммеганг проводится в начале июля, в этот раз - с 5 по 8-е, и это прежде всего историческая реконструкция шествия 15-16 веков, как раз примерно времен Брейгеля. Но не только.
Одновременно идут рыцарские турниры, и состязания стрелков, а в Королевском парке открывается большая ярмарка, где работают "средневековые" мастера - оружейники, ювелиры, вышивальщицы...



Народ развлекают самые разные персонажи из тех легендарных времен.



А к вечеру возле церкви Нотр-Дам-де-Саблон начинается радостное оживление. С восьми часов здесь уже тусуются, общаются и репетируют брюссельцы, одетые в исторические костюмы.
Те самые арбалетчики, по чьей инициативе и была некогда выстроена церковь на Саблоне:



В полдевятого начинается праздничная служба, а за это время еще часть будущего шествия выходит из Королевского парка, чтобы слиться с процессией, которая пойдет от церкви.



В 20.50 - торжественный вынос реликвии, и затем неспешно, важно, с достоинством, под звуки старинной музыки в течение получаса от площади Саблон в сторону Гран Плас движется яркая костюмированная процессия.



Городская аристократия:



Гильдии:



Один из главных участников праздника - бочка с пивом:



Гигантские куклы-покровители города:



И тут брейгелевские типажи - чуть ли не в каждом втором лице.

Вот, к примеру, кучер королевской кареты.



Крестьянки:



Ну и чудовища - все как положено в старой фламандской живописи:



К девяти часам на площади начинается представление. В нем участвуют все те, кто шел в процессии - знаменосцы, всадники, лучники, горожане.



Крестьянские пляски - вполне в духе Мастера Питера:






К ночи, в сумерках подсветки фигуры людей, ростовых кукол и игрушечных чудовищ становятся более зловещими, движение персонажей - более хаотическим, на площади появляются новые герои в маскарадных костюмах, и общая картина начинает напоминать уже скорее не Брейгеля, а Босха.



Подъезжает бочка с пивом, и начинается бесплатное угощение зрителей - любимый напиток фламандцев льется рекой. А ближе к полуночи ограждения снимаются, толпа зрителей выливается на площадь и радостно объединяется с участниками. Пляски на Гран Плас продолжаются за полночь.



Кажется, рассказ про второго "гения места" Брюсселя здесь уже не поместится.

Бельгия

Previous post Next post
Up