Я сейчас буду писать, видимо, в форме "потока сознания", и если у меня не выйдет вместить весь Брюссель в один пост, я его поделю на два. Ну или на три. Как получится...
Почему Бельгия? Весь май я детям в студии про фламандское рассказывала: про города, исторические события, архитектуру и живопись... А до этого - все то же самое про Голландию. И очень сильно почувствовала разницу: то, что видела своими глазами прошлым летом, выплескивалось с душой и удовольствием; то, что знакомо лишь по картинкам и текстам, - куда более сухо и формально. Стало ясно, что во Фландрию непременно стоит съездить.
Мы, собственно, были в Бельгии в 2008-м. Ровно сутки - полдня в Антверпене и столько же в Брюсселе. Как раз тогда шестилетний Вадик выдал нам температуру 38, а "отвалиться" и тихо полечить мальчика не было возможности, ибо катались по Бенилюксу с группой из Гамбурга, куда и должны были через три дня вернуться.
От той поездки сохранилось немного фотографий из парка "Мини-Европа" и из центра Брюсселя. С забавным Игорем на фоне макетов и Атомиума:
И с маленьким умученным Вадиком на Гран Плас - ратушной площади:
От самого же Брюсселя, кроме ратушной площади и писающих мальчика и девочки, не осталось ровно никаких впечатлений, кроме одного: как на площади Грасмаркт моему мальчику вдруг захотелось подергать за усы памятник брюссельскому бургомистру Шарлю Бюльсу. Есть фото: Вадька был тогда горячий и страшно уставший.
Вот и все воспоминания о городе...
* * *
Почти самое первое, за что зацепился мой взгляд, когда выползла с чемоданом из здания вокзала на улицу в этот раз, - старый знакомый Бюльс. Оказалось, что он еще и с собакой.
А за его спиной начиналась неширокая пешеходная улочка Марше Окс Пуле, на которой и обнаружился мой отель Сент-Николас, где я так душевно прожила десять дней в Бельгии, что сейчас готова любому, кто соберется в Брюссель, его искренне советовать.
И не только из-за его несомненных отельских достоинств, хотя он и в этом плане вполне хорош. Но сам квартал вокруг оказался восхитительно оживленным в любое время суток. Танцы и представления на Гран Плас, молодежные музыкальные тусовки у Биржи, квартет на Грасмаркт, ежедневно играющий классическую музыку:
разновозрастная и разноцветная туристическая суета допоздна - мне все это казалось потрясающе атмосферным и создающим облик города. И когда я поздним вечером возвращалась из провинциальных фламандских городков, с пустыми улицами и закрытыми магазинами, засыпающих уже в восемь вечера, в развеселый и звучащий центр Брюсселя, где даже супермаркет работал до 23.00, все это мне страшно нравилось.
В окно моего отеля был виден даже фейерверк на Ратушной площади.
(Я отдаю себе отчет, что многим вечером и ночью нужна тишина, но это не мой случай).
Итак, мой "Сент-Николас" оказался в сердце Старого города и в двух шагах от вокзала, поэтому мне было удобно ездить на поездах по стране, а по центру Брюсселю я могла гулять пешком, что и делала примерно дня три из десяти, проведенных в Бельгии.
Конечно, Брюссель - это не Париж и не Прага: в бельгийской столице нет цельности, ясности и завершенности общего облика, и я могу понять тех, кто город ругает и говорит, что он худший из виденных в Европе. Хотя я не согласна. Для меня он из разряда тех космополитично-вавилонистых мегаполисов, что не имеют "стиля", но полны сюрпризов. Таковы же, кстати, Милан или Мадрид. Да и Москва, между прочим...
Облик города во время прогулок рождался из мелочей, из разрозненных образов: из кусочков средневеково-ренессансной застройки, попадавшихся в самых неожиданных местах,
из забавной городской скульптуры, разнообразия деталей, вкусов и запахов. И хотя мне ни разу не близка бельгийская гастрономическая культура - пивная и картофельная, с безумными размерами порций в ресторанах и невообразимым количеством сладостей повсюду, иногда я завороженно останавливалась-таки перед витринами с шоколадом и вафлями.
После того, как центр города был исследован, началось освоение местного метро и трамвайных маршрутов: парки на севере, кусочки старинной застройки на западе, где Бегинаж и домик Эразма Роттердамского,
роскошнейшие "кварталы модерна" на юге... Очень скоро стало ясно, что Брюссель так же неисчерпаем, безмерен и, безусловно, интересен, как Москва или Мадрид.
И есть, конечно, еще кое-что в Брюсселе, лично для меня ценное.
Это музеи.
* * *
В день приезда (это был понедельник) я купила в информационном бюро музейную двухдневную карту, которую мне там посоветовали активировать на следующий день, когда все откроется.
Наутро оказалось, что произошел некий сбой в программе, из-за чего карта не активировалась и вообще не работала. (Дело в том, что карту не просто проверяют, а сканируют на специальном устройстве в каждом из тридцати музеев, куда по ней хочешь сходить). Около часа я провела в главном информационном офисе на Горе искусств, дожидаясь, пока трое его сотрудников решат, что им со мной делать. В конце концов они отправились к самому главному специалисту, который что-то перенастроил, и все заработало.
Если честно, очень сильно и по-настоящему я хотела всего в один музей - он называется Музеем старых мастеров и входит в комплекс Королевских музеев изящных искусств Бельгии, что на Горе искусств. "Гора" - не фигура речи: весь холм вдоль поперек и вглубь земли, аж до минус восьмого уровня, пронизан разнообразными музеями (кажется, их там штук шесть или семь), которые переплетаются своими фойе и коридорами где-то под землей, и войдя в один из них, можно неожиданно выбраться наружу совершенно с другой стороны и из другого музея.
Но все-таки стоит вернуться к старым мастерам.
Надо сказать, что только ради одного этого музея стоило приехать в Брюссель.
Так же как лучшее собрание голландцев, что ни говори, находится в Рийксмузеуме Амстердама, так и прекраснейшая и наилучшим образом собранная коллекция фламандцев - здесь, в Брюсселе. И несмотря на то, что лучший Мемлинг в Брюгге, а Боутс в Левене, Брейгель в Вене, а Рубенс в Антверпене, здесь есть все и сразу! Например, великолепная подборка фламандских примитивов 1400-х: Кампен, ван дер Вейден, Провост...
Есть, к примеру, Босх - один из самых-самых, "Искушение святого Антония".
И пять полотен Брейгеля: я зависла, снимая для презентации фрагменты "Падения мятежных ангелов" - какая удивительная картина, над которой еще нужно будет посидеть и поразмыслить - много всего приходит в голову.
А еще - превосходные образцы фламандского барокко - Рубенс, Ван Дейк, Йорданс и Снейдерс, безупречная, блестящая живопись 17 века.
Натюрморты Снейдерса - квинтэссенция фламандского:
Здесь же залы ампира и "Смерть Марата" Давида, которую опальный мастер увез после Реставрации в бельгийскую эмиграцию. Есть и импрессионисты.
Если спуститься в нижние этажи (где-то внутри горы), там обнаруживается очень славный музей искусства рубежа 19-20 веков. В основном модерн: графика и ювелирка Мухи, керамика Галле, тут же картины прерафаэлитов, интерьеры Ар Нуво и еще много разного...
Мольберт в стиле модерн:
Выше - музей современного искусства, у него под боком притулился немаленьких размеров персональный музей Рене Магритта, тоже вполне достойный, чтобы там подзадержаться.
А позади него, в восточном крыле Королевского дворца, - Бельвю, музей бельгийских достижений разных эпох. Лучшее в нем - интерьеры, и их стоит глянуть.
Под ним, опять же в горе - Куденберг, подземелья старого королевского дворца, уничтоженного некогда пожаром, который решили не восстанавливать, но зато там устроили целый комплекс детских исторических интерактивных развлечений.
Через эти подземелья я выбралась на площадь еще к одному потрясающему музею Горы -
музыкальных инструментов.
Мало того, что он расположен в дивной красоты здании в стиле модерн (некогда универмаг "Старая Англия"), и в нем можно замирать в оцепенении у каждого камина или перил,
...там еще и выдают весьма своеобразный аудиогид. Причем язык совершенно неважен.
Для многих экспонатов на нем записаны музыкальные фрагменты в исполнении этих инструментов. Набираешь номер возле какого-нибудь, к примеру, пирамидального пианино, садишься в кресло и слушаешь, как оно звучит.
Вот эта штука называется "регал":
Учитывая, что в музее пять этажей самых невероятных и диковинных инструментов - исторических, старинных европейских, народных, этнических, а также всяческих музыкальных машин, а в аудиогиде сто пятьдесят музыкальных номеров (причем, записи довольно качественные, и это не короткие фрагменты), можно себе представить, сколько времени настоящий меломан может здесь провести.
Разновидность тромбона:
И это лишь один, небольшой уголок музейного Брюсселя!
А сколько всего еще!
Есть, к примеру, музеи
истории города (именно тут хранится оригинал Писающего мальчика, а то, что на улице - копия)
кружев и костюмов
шоколада
а также истории искусств, естественных наук, армии, автомобилей, комиксов, пива, игрушек и еще Бог весть чего, что можно посмотреть по музейной карте. На любой вкус. Есть даже музей смурфиков, которые тоже родом из Бельгии.
Впрочем, везде, куда хотелось мне, я побывала.
Не входит в музейную карту дом Виктора Орта, поэтому я здесь про него писать не буду, а вот если удастся рассказать об архитектуре Брюсселя, то он как раз удачно впишется.
Но в этот пост архитектура, кажется, уже не влезет. Так же, как и исторический праздник Оммеганг, на который я попала, снимала и хотела бы показать, если это интересно.
Надо?