Раз обещала - напишу, пусть будет. Если что, самой потом перечитать интересно.
Когда я спрашивала, в какие музеи народ ходил в Венеции, мне чаще всего отвечали - ни в какие. Очереди везде, говорят.
Скажу сразу, что в январе ни в одной очереди в музей нам стоять не пришлось, зато погода порой была такая, что в тепле и под крышей всяко приятнее...
* * *
Как любитель живописи с многолетним стажем, я первым делом поволокла сына в мекку венецианского искусства - Галерею Академии. Она не входит в число муниципальных музеев, куда можно попасть по комплексному билету. Но для меня она из числа тех мест, куда нужно идти обязательно и в первую очередь.
Потому что настоящее, старинное, венецианское - здесь!
И почти иконописные алтарные образы неумелых мастеров дученто.
И Карпаччо - в частности, цикл больших полотен из жизни святой Урсулы, с избиением девственниц в Кельне, да...
Нежнейшие мадонны Беллини в идиллических ландшафтах венецианской Террафермы.
Величественный Веронезе. Его "Пир у Левия" - настоящее торжество венецианских застолий эпохи чинквеченто.
Стремительно пикирующие среди вспышек неземного света святые и ангелы Тинторетто.
Возникающие из темноты, словно отражения в старых венецианских зеркалах, лица с портретов Тициана.
Божественный Джорджоне, столь же виртуозный, как Леонардо, столь же трепетный как Рафаэль (с ним даже путали), таинственный и не понятый до конца. У маленькой "Грозы" можно стоять долго, вглядываясь.
Крылатые львы, пожилые дожи, апостол Марк и прочие святые и мученики, вся живописная Венеция от средневековья до 18 века, времени ее заката...
Это тоже Карпаччо. Суровый такой символ Венеции.
* * *
Две самых полезных и осмысленных покупки, которые мы сделали в Венеции на второй день после приезда (в первый мы просто ошалело шатались по городу, никуда не заходя), выглядят примерно так:
То, что справа, - это транспортный проездной. Снизу, отмеченный буквой "R", - Вадькин, который по специальной молодежной карте обошелся в два раза дешевле обычного. Транспорт в городе только водный, и с этими билетами мы перемещались по каналам и водам лагуны, ездили на острова, совершали мелкие переправы с берега на берег и с острова на остров, и наплавались на всяких корабликах, наверное, на год вперед, умудрившись растянуть 72-х часовую карту на четыре дня.
То, что слева - Museum pass, билет в двенадцать разных мест, в том числе музеи на островах Мурано и Бурано. Поскольку вход в каждый венецианский музей стоит для взрослого 10 евро, можно оценить, как быстро окупится такая карта.
Недостаток лишь один - на самом деле музеев в Венеции гораздо больше, а карта эта довольно жестко определила наш маршрут по городу.
Первым был, понятно, дворец Дожей. Из всех венецианских музеев на самом деле только сюда и бывает очередь, и лишь в высокий сезон.
Вид на дворец со Славянской набережной:
Но если купить Museum Pass где-нибудь еще (в любом из двенадцати музеев), в очереди уже можно не стоять. Зато это лучшая возможность увидеть Венецию "изнутри". Я, кажется, уже писала не один раз, что она тесна и узка на улицах и в переулках, зато интерьеры ее палаццо поражают немыслимым размахом и простором, невиданной высотой потолков и обширностью залов. К палаццо Дукале это все относится в первую очередь.
Старинная гондола во дворе - когда-то они были с крышей.
Беломраморный внутренний двор с парадной Лестницей гигантов, на которой короновались дожи - венецианские правители, - сразу настраивает на неспешное и торжественное движение по ступеням и затем - по парадной анфиладе зал, украшенных резными деревянными панелями, позолотой и гигантскими живописными полотнами, от Веронезе до Тьеполо: Зал Сената, Зал Большого совета, Зал Совета десяти, Зал Коллегии - один блистательный интерьер сменяет другой, роскошь слепит глаза, шею ломит из-за постоянно задранной к потолку головы.
Но это лишь одна сторона жизни дворца венецианских правителей. Есть и другая - секретная. Нам не дано было ее увидеть, я лишь читала об этом. Весь дворец пронизан тайными ходами, и по ним даже водят экскурсии - на итальянском и английском.
Это зал с потайной дверью, замаскированной под дверцу шкафа.
Из зала Голосований через узкий коридор можно выйти на знаменитый Мост вздохов, ведущий в соседнее здание Новой тюрьмы по ту сторону Дворцового канала.
Сквозь двойную решетку мостика, где вздыхали, уходя в камеры, заключенные, любопытно наблюдать за туристами на набережной, фотографирующими мостик снаружи.
Про тюрьму я вроде писала уже, зрелище нерадостное, не зря Казанова отсюда сбежал при первой удобной возможности.
На противоположной стороне площади Сан Марко - музеи Коррер. Там почти безлюдно. В тишине старинных залов можно познакомиться с историей Венеции с древних времен до наших дней.
Несмотря на то, что не существовало античной Венеции (она возникла лишь в 6 в.н.э.) собрание Археологического музея города вполне может поспорить, к примеру, с галереей Палатина в Риме - здесь и римские статуи, и саркофаги, и аттическая и этрусская керамика. В экспозиции истории Венецианской республики есть залы, посвященные мореплаванию и географическим открытиям, колониальной жизни, войне и миру по-венециански, истории освободительного движения.
Из музея Рисорджименто:
Туфелька венецианки:
Здесь же - чудесная пинакотека, главным украшением которой служат "Две венецианки" Карпаччо, которых долго считали куртизанками, а они оказались вполне добропорядочными матронами, упитанными и скучающими. Но картина прелестная, тем не менее.
* * *
Если честно, если бы не "Museum pass", в некоторые места мы, наверное, и не заглянули бы. Но благодаря карте наши блуждания по венецианским музеям вышли куда более разнообразными, чем если бы я сама выбирала, куда пойти.
Впрочем, Ка'Редзонико - типичное палаццо 18 века - я, наверное, не пропустила бы.
За этими стенами прячется настоящая Венеция 18 века - эпохи упадка Республики -город, где по несколько месяцев продолжались маскарады, где жили тысячи куртизанок, а в больших игорных домах по берегам большого канала просаживались состояния; Венеция барокко и "шинуазри", театра дель арте и Казановы - во дворце собран подлинный 18 век, от мебели до посуды.
В одном из залов - лучшее собрание картин Пьетро Лонги, настоящего певца карнавальной Венеции. В здешней коллекции живописи - и Гварди, и Тьеполо, и Каналетто. А также китайский фарфор, муранское стекло и даже театр марионеток.
В палаццо Пезаро на Большом канале - сразу два музея: современного искусства и Востока.
Современным у итальянцев, как я понимаю, считается уже и 19 век. Поэтому в коллекции и импрессионисты, и Климт, и ранний Шагал.
И Роден.
Внезапно обнаруживаем картину нашего Александра Дейнеки.
Восточная коллекция - преимущественно японская, небольшая, но очень стильная. Тут я зависаю.
Какие там нэцке! Вот, например. Прямо с гравюр Хокусая, а?
Палаццо Мочениго называют музеем истории костюма, но это не совсем так. Скорее, это музей венецианского быта. Нет, платья там тоже есть - те самые, с панье и "складкой Ватто". И образцы тканей, атласные камзолы, и кружевные жабо, и знаменитые жилеты - целый зал!
Но есть и старинные зеркала, и люстры-канделябры, и инкрустированные ларцы, и фарфоровые сервизы, и резные столики в стиле рококо.
И потрясающе интересные залы, посвященные парфюмерии - с образцами духов, и сырьем для них, и мастерской венецианского парфюмера, а запахи трав там витают в воздухе...
Духи:
Мне иногда казалось, что для венецианцев важно не столько содержание музейных витрин и ценность экспонатов, сколько само оформление залов, дизайн, стиль, свет.
Особенно остро я ощутила это в Музее естественной истории, который находится в здании бывшего Турецкого представительства - Фондаго деи Турки.
Это удивительное место с очень сложной - и технически, и по дизайну - экспозицией, с интерактивными экспонатами. В отличие от множества подобных музеев, здесь предполагается не просто знакомство с историей эволюции или с растительно-животным миром венецианской лагуны. Каждый из залов заставляет, застывая от удивления, вновь и вновь восхищаться красотой мира вокруг нас.
Магическая комната: если произвести пассы руками над этим кругом, на стене возникают картинки - то морских обитателей, то земноводных, то растений, то облаков... Вадик пошаманил там в свое удовольствие.
Зал подводного мира
Зал обитателей неба
Зал растений
А в подвале - аквариум!
Из музеев, входящих в карту, мы поцеловали дверь лишь в двух - в Доме Гольдони (куда я очень хотела) и в Морском музее (куда очень хотел Вадик).
Зато мы сходили в гетто и в Еврейский музей, не включенный в Museum pass. Но там снимать не разрешили и в синагогу не пустили.
Так что вместо музея - вот вам витрина магазина муранского стекла оттуда.
Симпатичная, правда?