Наши две недели в Греции оказались совершенно... античными. Что, впрочем, немудрено, ибо мы путешествовали по Аттике, Фокиде, Арголиде и Коринфии. Сия благословенная земля пропитана мифами, легендами и древней историей на много слоев вглубь, выплывая то и дело на поверхность бесчисленным количеством "археологических зон", коричневыми указателями на которые пестрят греческие дороги.
Мечта увидеть Афины и древние города Пелопоннеса родилась давно, и в этом году ее, наконец, удалось осуществить.
Когда я планировала путешествие, то мысленно делила его на две части - экскурсионную (в Афинах) и пляжную (на Пелопоннесе). На первую отвела пять дней, на вторую - девять.
Но вышло иначе.
За две недели в Греции у нас не было ни одного дня без моря.
И ни одного дня, когда бы мы не посмотрели что-нибудь восхитительно древнее и интересное (за исключением, конечно, дней приезда-отъезда-переезда).
Путешествия по руинам переплелись и перепутались с многочасовыми купаниями, и теперь я уже не могу сказать с уверенностью, каким был наш отдых. Впрочем, это и неважно.
Если коротко, то примерно такой была одна половина путешествия:
А такой - вторая:
В Афинах мы поселились не в старом городе, а в местечке под названием Вула, прямо на побережье. Отсюда до центра города - километров восемнадцать: новенький, построенный к Олимпиаде 2004 года, трамвай ползет туда около часа, но зато с балкона видно море, и на рассвете по нему неспешно движутся большие круизные лайнеры...
Район тихий, зеленый, весь в цветах и очень уютный.
Умотанные дневными скачками по тысячелетнему мрамору в тридцатиградусную жару, мы с наслаждением бросались в прозрачные воды Саронического залива на закате солнца, а иногда и после него, ночью, при луне.
Чтобы по утренней прохладе снова сесть на трамвай и отправиться исследовать малолюдный пока город, наполняющийся жарким солнцем и толпами туристов примерно к сиесте.
Афины не показались суетными, грязными и бардачными (как о них писали многие), возможно из-за того, что большая часть времени в городе прошла либо среди древних развалин, либо в прохладных и тихих музейных залах.
Акрополь - доминанта центра города, его видно и со старых улочек Плаки, и с главной площади Синтагма с Парламентом, и с больших торговых проспектов. Оттуда, как положено, началось наше путешествие по Афинам.
Парфенон:
По преданию, на этом самом месте состоялся исторический спор Посейдона и Афины за владение Аттикой. Ударив копьем, богиня вырастила из земли оливу и подарила ее народу. Благодарные греки назвали в ее честь и святилище, и город.
Олива, как видите, растет тут до сих пор:
"Хрестоматийный" снимок на Акрополе (ну как не сделать!) - вид на город за портиком кариатид Эрехтейона.
Маршрут был уже выбран за нас, потому что на Акрополе продают билет сразу в семь археологических зон города. Идти туда совершенно необязательно, но нам было интересно. Поэтому мы сходили и в театры Диониса и Ирода Аттического, и в святилище Олимпейон с храмом Зевса, и в библиотеку Адриана, и на обе Агоры, и на Керамик.
Храм Зевса Олимпийского:
Храм Гефеста на греческой Агоре - лучший по сохранности из всех античных:
Музей Акрополя, вписавшийся между ними, оказался самым подходящим местом для пережидания сиесты. Ибо там не только смоделировано убранство каждого из храмов, показывают фильмы и реконструируют раскраску статуй, но еще есть... библиотека! Просидев в ней с детьми больше часа, мы умудрились вспомнить почти все главные мифологические циклы, и наше дальнейшее путешествие стало более осмысленным.
Августовские Афины - жаркое солнце, синее небо, белый мрамор... Обитатели археологических зон на первый взгляд малоподвижны и бездеятельны, но они бдят. Во всяком случае любая попытка усесться на ценную древность оказывалась быстро замечена.
Хранитель библиотеки Адриана.
А этот абориген живет среди обломков колонн римской Агоры:
Византийское, османское и более поздняя история Афин в нынешнюю поездку как-то не вписались - банально не хватило времени. Старые греческие церкви хороши несказанно, но тут нужен отдельный маршрут: идти в Византийский музей, ездить по монастырям смотреть мозаики, добраться в Метеоры и т.д. В общем, ощущение недосмотренности - осталось.
Еще из понравившегося - Национальный Археологический музей. Кроме золотого микенского клада Шлимана, в нем неисчислимое количество разных других сокровищ и красот для любителей античности, вроде меня.
Но снимать там нельзя.
А лев - из музея на Керамике, просто для привлечения внимания:
Они там, впрочем, везде похожие.
* * *
В один из дней мы оставили Афины и уехали в Дельфы, где в классическую эпоху был религиозный центр области Фокида, и куда все древние греки устремлялись за предсказаниями собственного будущего в святилище Аполлона.
Среди жительниц маленького городка находили немолодую женщину, избирали ее пифией-пророчицей, усаживали на треножник и окуривали специальными травами, от которых она впадала в транс. В этом состоянии пифия изрекала некие фразы, их истолковывала дружная команда жрецов и сам вопрошающий. Толковать можно было по-разному, и иногда из-за этой двусмысленности случались всяческие казусы.
Самый известный - с царем Крезом, которому было сказано: "Ты перейдешь границу и разрушишь великое царство". Тот радостно пошел воевать с персами и погубил собственную страну.
Святилище лежит у подножия горы Парнас - той самой, да, где Аполлон и музы...
И где некогда ударил копытом крылатый конь, выбив из-под земли священный Кастальский ключ, испив из которого - обретешь вдохновение.
Он и сейчас есть, и мы честно испили в ожидании чуда:
Но даже если не знать истории, святилище впечатляет - не столько масштабами, сколько самим ландшафтом: на горных террасах, друг над другом раскинулось несколько ярусов строений. Внизу, в ущелье - знаменитый толос, предположительно, храм Афины.
Там же - гигантский гимнасий, нечто вроде античного фитнесс-клуба.
Выше на горе - остатки знаменитого храма Аполлона. Вот тут-то, в специальном подземном помещении и сидела Главная Пифия Древней Греции.
Еще ближе к вершине - отлично сохранившийся театр, и совсем уж на большой высоте - внушительных размеров стадион, где проходили Дельфийские спортивные игры, вторые по значимости после Олимпийских.
У подножия Парнаса небольшой, но славный археологический музей. Там масса интересного - и золотые украшения, и драгоценная керамика, и разнообразные дары святилищу, но его гордость - бронзовая статуя возничего, часть несохранившейся квадриги, стоявшей на стадионе.
Подлинная классика, не какая-то там римская копия! Взгляд у Дельфийского возничего - м-м, недобрый...
Но больше всего в Дельфах меня поразили китайские художники. Закутанные в тряпки по самые уши, они часами сидят на открытом месте, на самом солнцепеке и пишут! Маслом! На гигантских холстах!
Очень тщательно, до мельчайшей детали прорабатывая каждый камешек.
На фото их двое - постарше и помоложе. Картины у них одинаковые абсолютно.
Но ведь герои, а?
Про Пелопоннес сюда уже не влезет, если найдутся силы - расскажу отдельно.