Прага. Эпизоды.

Jan 14, 2008 12:20

Вместо городских панорам здесь будут небольшие фрагменты - удивившие, позабавившие или просто запавшие в душу.

Продолжу о рождественском. Городские Санта-Клаусы оказались существами деятельными и беспокойными. Встречались нам дедушки с саксофоном, с пивной кружкой или стаканом пепси. А поскольку праздник уже закончился, то рождественским старичкам на месте не стоялось и не сиделось, рвались, видно, в родную Лапландию или куда там еще...

Этого Санту пришлось приковать прямо к стене торгового центра, дабы не удрал:



А вот этому удалось сбежать:



Рождественские вертепы сказочно разнообразны: от роскошных, ярких, искусно сделанных храмовых композиций с волхвами, верблюдами и даже слонами до простеньких - деревянных, глиняных, соломенных, выставленных прямо на улице. Я наснимала целую коллекцию, а покажу вот этот - уличный. Смешные деревянные человечки, но добрые и непосредственные - и Мария, и Иосиф, и малыш:



* * *

Прага - город статуй. Чуть ли не на каждом шагу встречаются бронзовые любимцы горожан разных эпох - святой Вацлав и его задушенная шарфом бабушка святая Людмила, Карл Четвертый - этот всегда в плаще, потому как сутулый, Ян Непомуцкий, которого тут сбросили с моста во Влтаву, Ян Гус, конечно. Про ужасающих размеров конную статую Яна Жижки слышали, наверное, все, кто хоть что-то читал о Праге. Там еще рядом Сталин был - таких же сумасшедших размеров. Убрали.

Жижку я снимать не стала. Давит.
Зато по просьбе Игоря сфотографировала такого вот Вацлава в торговом центре на Вацлацлавской же площади:



Ну и трудно было удержаться, чтобы не поснимать скульптуры на телебашне. Издали они выглядят забавно, вблизи - устрашающе:



Оказывается, у перевернутого коня Вацлава, и у чугунных младенцев один и тот же автор - скульптор Давид Черный.

* * *

Большое преимущество - отель в центре города. Можно всюду ходить пешком, не пользуясь ни метро, ни трамваями. Что мы и делали. Мы добросовестно обследовали каждый булыжный переулок центральной Праги, выбрались и на Градчаны, и в Малую страну. И на юг - до Вышеграда, который обошли по периметру. И на восток - в Винограды и Жижков.

И вот что я вам скажу: Прага особенно хороша именно снаружи. В ней нет хороших художественных музеев. Музей Мухи на Панской улице - крошечный. Галерея в Граде - в основном работы малоизвестных мастеров. Хорош разве что музей средневекового искусства в монастыре св.Агнешки на севере - да и там интереснее не картины, а скульптуры опять же.

Красота чешской столицы - безусловно во внешнем облике. В силуэтах и очертаниях.
Среди своих неумелых фотографий я искала образ, который мог бы стать знаком зимней Праги. И нашла его - на Вышеграде. Вот:



Прага хороша улицами. Соборами и костелами. Домами. У каждого - свое лицо. Особенно у старых, тех, что выстроены при так любимых пражанами императорах. Фасады классические, в стиле рококо и барокко. С лепными узорами, колоннами, наличниками, изломанными фронтонами и прочим всевозможным архитектурным декором. Старинные особняки и дворцы имеют собственные знаки, появившиеся еще до знаменитой двойной пражской нумерации домов (номер дома на улице и номер дома - в районе).

Дом у синей лошади:



У черного солнца:



Сверху - дом "У золотой короны", снизу - дом прежде назывался "У двух медведей", а после, как видите, - "У белого льва":



Многообещающие названия - у здешних ресторанов и пивных. Хорошо подумаешь, прежде чем зайти:



К слову, по ресторанам мы-таки немного походили. Мясо у них вкусное, кнедлики - бяка (да простят меня чехи).

* * *

В путеводителях, да и в интернете до отъезда частенько приходилось читать, что чехи недоброжелательны к русским. В Праге мы этого не заметили. Не скажу, что с нами были сильно приветливы (как в Греции или Болгарии, к примеру), но недовольства при общении никто не выразил. Зато встречала надписи на стенах и в телефонных будках: "Янки, убирайтесь домой" и "Буш - идиот". По-английски.

Впрочем, коммунистическое прошлое здесь тоже вспоминают недобрым словом. Вот он - лик коммунизма по-чешски на музейной афише:



Зато королей тут любят. Чтят их память не только статуями на каждом шагу и лавочными сувенирами. Такую демонстрацию мы встретили на Вацлавской площади.



Участники почти все - младше тридцати лет. Хотя кого тут сажать на трон - это еще вопрос. В Чехии не осталось, кажется, ни одного потомка тех славных королевских родов.

* * *

Зимой темнеет рано. В пять часов все музеи, соборы и башни закрываются. Посвящать длинный вечер сидению в пивнице или господе - скучно. А вот бродить по ночной Праге - восхитительное занятие. И тут опять тихо радуешься расположению отеля. Староместская площадь - в пяти минутах ходьбы. Карлов мост - в десяти. Оттуда спускаемся на остров Кампа, называемый почему-то пражской Венецией (ничего общего с Венецией истинной!). Зато у набережной Кампы - гора свежего хлеба. Это для птиц, которые обитают в здешней заводи Влтавы во множестве. Каждый турист может спуститься и покормить. Невзирая на ночное время.



Впрочем, о ночной Праге, о мистическом, и о том, что в этом городе интересно мальчику-подростку, видимо, в следующий раз.

Чехия

Previous post Next post
Up