Оригинал взят у
b_calabasov в
Про "жмотов", "жлобов" и РЖДСегодня я выложил маленький ролик в Инстаграмме про то, как наш народ бегает от контролёров в электричках. Для меня стало неожиданностью то, с каким негодованием многие стали клеймить этих людей "жлобами", "жадинами" и "нищебродами", которым жалко заплатить копеечку малую бедному и несчастному РЖД.
Я не склонен считать этих людей настолько низкими и настолько бессовестными. Поясню, почему...
Да, я согласен, какими бы низкими и разумными не были тарифы, всегда найдутся "идеологически выдержанные" личности - любители халявы, которые не будут платить. Невозможно добиться тотального 100% подчинения даже под угрозой смертной казни. Но в том же AppStore люди платят деньги "легко, добровольно и с песнями". В чем же дело? А дело в разумном, взвешенном установлении рыночной цены на продукт. Если цена установлена правильно, инфраструктура отлажена, то пользователю зачастую проще заплатить, чем гемороиться с увиливанием от оплаты. В этом есть великое рыночное искусство продавать продукт.
"Цена на программы - цена на билеты" - не суть важно. Есть на рынке продукт, за который его владелец хочет денег. Есть потребители продукта. Когда имеет место естественная монополия, то законы рынка не действуют на ценообразование продукта. А цена на билеты на поезда пригородного сообщения - это чистая и 100% монополия РЖД на рынке перевозок пассажиров по железной дороге. По множеству показателей цена на проезд на электричках - завышена многократно, постоянно повышается и нет никаких надежд, что ситуация в ближайшее время измениться в противоположную сторону.
Во-первых, стоит оценить стоимость однократного проезда. Например, проезд в обычном электропоезде от Москвы до Загорска стоит 132 рубля в один конец. Если вы просто решили съездить в Лавру на выходных - то 264 рубля не покажутся вам большой платой. Но если вы вынуждены ездить ежедневно на работу в Москву из Загорска, то вы должны будете ежемесячно потратить на проезд в электричке 5280 рублей (плюс еще проезд на метро и наземном транспорте). Если ваша зарплата составляет 20 - 30 тысяч рублей в месяц, то подобная статья расходов будет в ней весьма ощутимой. Еще хуже обстоит дело, если вы вынуждены ездить в Москву из дальних зон. Как-то в электричке я встретил своего сослуживца по Советской Армии. Он до сих пор проживает в Александрове Владимирской области. Когда-то Александров был хорошо развитым городом, сердцем которого была фабрика лёгкой промышленности. С развалом СССР и Перестройкой эта фабрика так же развалилась - большая часть населения города осталась без работы. Практически все катаются работать в Москву, ибо жить надо. Билет от Александрова до Москвы стоит 196р30к. В месяц получаем 196,40 * 2 * 5 * 4 = 7856 рублей. И все это прекрасно бьётся
с МРОТ для МО - 6700 рублей. Большие ли зарплаты у тех, кто приезжает в Москву работать из Александрова? Думаю, догадаетесь, что совсем не большие. Есть ли у них альтернатива? Подозреваю сильно, что нет.
Во-вторых, жлобский и жадный РЖД вообще извел разницу между одноразовыми и многоразовыми билетами. Еще лет 5 назад я покупал "билет выходного дня", который давал существенную экономию на билетах, и даже если ты в какой-либо из выходных не ехал на дачу, то всё равно оказывался в выигрыше. Потом все эти льготы убрали. Билеты на месяц, на 3 месяца, на пол-года стоят ровно столько же, сколько стоит накупить на это количество поездок однократных билетов. Не так давно, стоя в кассу, я разглядывал прайс на такие вот билеты на множество поездок - покупать их не имеет вообще никакого смысла, т.к. выигрыша по цене нет, а не дай Бог ты заболеешь или просто не будешь ездить - так еще и в проигрыше окажешься.
Давайте посмотрим на вопрос с другой стороны: а что получает за эти деньги пользователь услуги проезда в пригородном поезде - т.е. пассажир? А получает он точно такой же набор сервиса, какой был и 50 лет назад, и 70 лет назад, т.е. фактически, никакого - "перемещение собственного тела из пункта А в пункт Б". Битком набитые быдловозы, в которых нет даже туалетов. Те новые поезда "повышенной комфортности", что появляются на некоторых направлениях, стоят совсем уж астрономических денег. А в обычных "электричках" до сих пор - деревянные фанерные сиденья, иногда обтянутые дермантином. Ни кондиционеров, ни туалетов - ничего. Все сидят друг у друга на головах...
Единственное, на что тратиться РДЖ - это на попытки собрать-таки деньги за проезд по такому раздутому тарифу: устанавливают павильоны, перестраивают старые платформы, нанимаются толпы держиморд... Когда сегодня утром я ехал с дачи в Москву, садясь в пред-последний вагон я успел заметить, что наш состав обслуживали две бригады контролёров, а это 3 контролёра + 1-2 охранника к ним. Итого 10 человек на состав. Сколько составов одновременно на линии по одному направлению? 50? Получаем 500 человек заняты тем, что контролируют и обилечивают. Отдельная картина - на турникетах на выход с вокзала в город и в метро: там еще человек 200 надзирателей. Все эти люди получают зарплаты, и получают они их от прибыли с продажи билетов, т.е. в тарифы на проезд заложена и эта статья расходов тоже: "содержание надзирателей". Нужен ли контроллёр-билетёр - разумеется, нужен. Но в той же Финляндии в составе всего несколько вагонов, помеченных "здесь вы можете купить билет у билетёра", а контролёры периодически, время от времени, ходят по всем составам.
Завершая свою мысль, я хочу сказать, что я не порицаю людей на видео. Даже если они бегут с iPad... Я прекрасно понимаю их нежелание оплачивать отвратительный сервис по конским тарифам. И ладно бы, если бы бежали 1- 2 человека, а когда при появлении контролёров встаёт и направляется к выходу едва не четверть вагона - это уже, знаете ли, "тенденция"... Это означает, что кое-кто там, наверху, "слишком много кушать... в смысле, зажрался".
Адресок подкинул
_iga Комментарий Lepestriny:
Стоимость проезда исчисляется, исходя из цен предыдущих периодов и такой же произвольной индексации, которая увеличивает стоимость в любом случае - если цены на энергоносители растут или падают - не имеет значения. Т.е. экономически цена вообще никак не обоснована, так же как никак не обосновано создание компаний-перевозчиков, кроме туманных рассуждений о формировании "конкуренции". И все эти ППК стабильно выходят на прибыль, несмотря на жалобы в задержке местных субсидий и растущие затраты на сборы и содержание уже удвоенного менеджмента и фактическое сворачивание самих перевозок. Т.е. цена билета заведомо выше себестоимости.
Билеты "с местом" надо продавать, потому что перевозки стоя на ж\д сомнительно законны, и не соотвествуют правилам безопасности и санитарным нормам, в т.ч. и международным. Вагоны не оборудованы для перевозок стоя, не сертифицированы для провоза стоя. Т.е. стоя возить бесплатно, а сидя - по билету. Тогда и перевозчик будет мотивирован пускать дополнительные поезда.