Дикая полынь, 40 лет спустя

Apr 22, 2017 18:22

Часть 4-я. Арабский вопрос и выводы. В чем был неправ Солодарь и советский агитпроп?

В современном Израиле есть организации "Бецелем" и "Шоврим Штика". В Израиле 70-х годов прошлого века была адвокат Фелиция Лангер. Она заменяла обе эти организации, защищала арестованных палестинских "бойцов сопротивления", они же террористы.

Фелиция Лангер написала книгу "Своими глазами". Ее объявили, что не удивительно, антисемитской. Новых репатриантов, у которых находили эту книгу, власти страны объявляли предателями и врагами народа.

Вскоре, однако, появилась еще более враждебная книга профессора Иерусалимского университета Исраэля Шахака "Расизм Государства Израиль". Ее отказались публиковать в Израиле, и автору пришлось публиковаться за границей.

Фелиция Лангер уехала из Израиля в 1990 году. Она заявила, что "не может больше служить фиговым листком, прикрывающим израильскую систему правосудия.". Адвокат Лангер уехала в Германию, и с тех пор работает в университете Тюбингена. Она до сих пор жива. "Бецелем" пришел к тому же выводу, что нет смысла служить фиговым листком, прикрывающим систему военного правосудия на "территориях", в прошлом году - через 26 лет после того, как этот вывод сделала Фелиция Лангер.

Исраэль Шахак, в отличие от Фелиции Лангер, не был профессиональным правозащитником. Он был профессором химии, и радикально левые взгляды не мешали его работе в Иерусалимском университете. Он умер в Иерусалиме в 2001 году.

В ультралевой израильской тусовке мало что изменилось за 40 лет. Обращает на себя внимание лишь то, что 40 лет назад Фелиция Лангер и Исраэль Шахак выступали против той самой правящей партии, которая сейчас находится в оппозиции, клянется в своей приверженности к миру с палестинцами, а ныне правящую партию ругает за агрессивную политику.

Оказавшись в оппозиции, бывший МАПАЙ вдруг начал критиковать израильские "военные преступления", как например в 1982 году в случае с лагерями беженцев Сабра и Шатила. Однако будучи у власти, он был абсолютно безразличен к таким вещам, как бомбардировка начальной школы в 1970 году, во время которой погибли 50 египетских детей, и о которой в современном Израиле почти никто не помнит.

Сейчас трудно представить себе, что в детском саду, каким бы "религиозным" и даже "хабадным" он ни был, еврейские дети разучивали бы стишок "А туту, туту, туту, а - аравим ямуту" (арабы перемрут). Евреи и арабы живут и работают вместе много десятилетий, они пообтерлись, появились общие интересы. В страну приехали бывшие жители Африки, десятки тысяч иностранных рабочих из Азии, Южной Америки, Восточной Европы. Она стала намного более многоцветной и сложной, и арабо-израильский конфликт перестал быть главным содержанием внутренней политики. Объективно будущее у израильских арабов и израильских евреев общее. Израильтяне полностью отказались от концепции еврейского труда, и иного резерва рабочей силы, кроме израильских и палестинских арабов, у нас просто нет.

Одна из глав книги Цезаря Солодаря называется "Израиль у края пропасти". С тех пор прошло 40 лет, население страны увеличилось втрое, но заявления о том, что мы у края пропасти, появляются так же регулярно. Политолог Давид Эйдельман как-то сказал, что в Израиле постоянно что-то происходит, но ничего принципиально не меняется. Похоже, он прав.

Политика Советского Союза, а впоследствии России, менялась с 1967 года и по наши дни, кардинально, однако интересно, что представления российской стороны об урегулировании ближневосточного конфликта всё это время остаются одними и теми же. СССР и Россия выступал и выступает за отступление Израиля к "зеленой черте" и создание палестинского государства на территориях, занятых Израилем в 1967 году. Добиваясь этой цели, СССР проводил яро антиизраильскую и пропалестинскую политику, потом политика поменялась и стала сбалансированной, но эти представления не поменялись. Россия недавно стала первой страной мира, признавшей Западный Иерусалим столицей Израиля. США, в отличие от нее, не хотят записывать в удостоверениях своих граждан, родившихся в Западном Иерусалиме, слова "Иерусалим, Израиль".

Все серьезные политики, впрочем, как в России, так и на Западе, молчаливо признают, что запихать вчетверо выросший Израиль обратно в границы 1967 года так же трудно, как запихать пятилетнего ребенка обратно в матку, из которой он появился на свет.

Антисионистский комитет советской общественности, активным членом которого был Цезарь Солодарь, самораспустился после распада СССР - в тех условиях он никому был не нужен. Антисионизм как идеология тоже утратил актуальность после того, как выезд из стран бывшего СССР и из Израиля стал свободным. Кто не хочет жить в Израиле, тот не живет - уезжает в США, Канаду, Германию, Россию. Многие "любят Израиль оттуда" удаленно, но это уже другая тема.

Цезарь Солодарь жил в несвободной стране с политической цензурой и навязываемыми идеологическими установками, поэтому даже то правильное, что он писал, воспринималось читателями неадекватно - как "советская пропаганда". Несвободная страна не может обвинять в несвободе других, потому что немедленно следует ответ: "А вы-то сами какие?"

Неправильным было само советское целеполагание - попытка удержать советских евреев и других советских граждан от эмиграции в Израиль. Понятно, что сказывалось противостояние двух систем, но даже в этих условиях советские власти могли бы допустить свободную эмиграцию из страны всех, кто этого хочет, не только евреев.

Интересно, что в те же самые годы армянская писательница Сильва Капутикян написала и издала книгу "Караваны еще в пути", посвященную проблемам армянской диаспоры и процессу ее собирания на исторической родине - в Армянской ССР. Советский режим, получается, одновременно призывал армян репатриироваться на их историческую родину и агитировал против такой же репатриации евреев. То есть, речь шла исключительно о том, чтобы увеличить население "своего" лагеря и не допустить его уменьшения, и под это подводили подходящую идеологию.

Это плохо, потому что втянувшись в "борьбу за наших евреев", советское руководство само загнало себя в идеологическую ловушку. Ему пришлось покупать "болото" - людей, готовых "жить там, где хорошо", и исповедовать любую идеологию, если это приносит пользу и деньги. Оно закрывало глаза на еврейский этнический фаворитизм, реакцией на который нередко оказывался антисемитизм. Десятки тысяч паразитов еврейской национальности в курилках многочисленных НИИ обсуждали, "где лучше, в совке или в Израиле", а ответом на это были попытки "удержать людей". Социалистическое государство ничего не потеряло бы, кроме балласта, выпустив всех желающих "на свободу". Точно так же давались неоправданные льготы Прибалтике, Закавказью, Украине, чтобы они "не оглядывались на Запад". Всё это было в числе причин краха СССР.

Человек по своей природе свободен. Он имеет право на свою идеологию, даже если это кому-то не нравится, на свободный выбор религии, дороги и образа жизни, на свои ошибки. Человека невозможно воспитать ни советским патриотом, ни еврейским националистом, ни интернационалистом. Он имеет право на свой выбор, и тут не помогут ни семья, ни школа, ни армия, ни радио с телевидением. Единственное, что могут сделать окружающие - предложить тебе максимально полную информацию, чтобы ты мог сделать выбор, зная, о чем идет речь.

Впрочем, выводы на той территории, на которой раньше располагался СССР, были сделаны. Мир изменился, ситуация изменилась. Однако то, что считается "советской пропагандой", иногда полезно перечитывать.
Previous post Next post
Up