Примечание. Этот пост надиктован.
Пришло время поговорить о большом проекте по электронной демократии, который мы вот-вот собираемся выкатить. Конечно, когда мы его выкатим, я напишу более подробно, а сейчас просто немного приоткрою завесу тайны.
По приглашению Совета Европы в конце ноября мы с Димой Чирковым (главным разработчиком
Democratia2.ru) съездили в Страсбург на масштабную конференцию под названием
«Всемирный форум по демократии», которая была посвящена как раз теме электронной демократии ("Re-wiring Democracy: connecting institutions and citizens in the digital age"). Послушали, посмотрели и окончательно убедились в том, что у нас все получится, потому что решение, которое мы сделали, на голову выше всех аналогов.
Если очень коротко, то мы сделали и скоро начнем продавать решение класса DDaaS - digital democracy as a service.
Высокая вовлеченность граждан в управление и принятие решений означает улучшение качества управления и качества принимаемых решений. Именно поэтому низкая явка на выборах воспринимается как проблема, а электронная демократия - это именно способ борьбы с низкой явкой. То есть важно сделать голосование проще, чтобы повысить явку и, соответственно, повысить качество управленческих решений. Эта логика может быть несколько неожиданной для тех, кто хочет внедрить электронную демократию для того, чтобы легче было манипулировать результатами выборов, но в Европе взгляд на эту проблематику именно такой. И именно поэтому в Европе к этой теме приковано огромное внимание и она вызывает большой теоретический интерес. Но вот практических решений пока мало - стало быть, есть хорошая бизнес-ниша.
Итак, что есть у нас? У нас есть платформа для электронных голосований. Впервые она была обкатана год назад на
выборах в Координационный совет оппозиции. Затем мы ее использовали на маленьких выборах в
Екатеринбурге,
Воронеже и
Жуковском, а также на
альтернативных электронных президентских выборах в Иране в июне 2013 года. Итого мы провели пять полноценных электронных голосований - с одной стороны, не так много; с другой стороны - до нас подобных голосований не проводил никто.
Проведенные пять голосований нас многому научили. Мы умеем работать на разных языках (фарси? пожалуйста); работать в условиях административного ресурса и давления (выборы в Иране, выборы в КС); бороться с атаками; добиваться достаточного уровня доверия к итогам голосований и обеспечивать проверку правильности учета голосов. К тому же у нас есть определенная теоретическая база в виде книжки
«Облачная демократия».
Наш теоретический и практический опыт позволили нам создать продукт под названием
eDemos - платформу электронной демократии. eDemos - это сервис, развернутый в нашем облаке, поддерживающий широкое разнообразие способов верификации личности (причем заказчик может подключить свой собственный способ) и вариантов голосований. В итоге сервис обеспечивает заказчику доверенное защищенное и проверяемое голосование, при котором обеспечивается принцип: один человек - один голос.
В качестве заказчика в первую очередь мы видим типичный европейский муниципалитет. В типичном европейском муниципалитете живут 5-10 тысяч жителей. Это те масштабы, на которых заведомо работает прямая демократия. Конечно, краудсорсинг бюджета даже в таком маленьком муниципалитете вряд ли будет востребован. Распределять много циферок по бюджетным статьям с помощью всеобщего вече, пусть даже и электронного, - не очень хорошая идея. Однако с помощью всеобщего голосования очень удобно решать принципиальные вопросы: например, стоит построить объездную дорогу или детский сад; где обустраивать площадку для выгула собак или автобусную остановку и т.д.
Более сложные вопросы будут требовать более профессионального участия, но для этого существуют советы депутатов. Обычно в таких маленьких муниципалитетах 10-12 депутатов, соответственно, у каждого из них по 200-300 избирателей. Каждому депутату нужна обратная связь - это так называемый принцип делегирования, который наша система также поддерживает. Таким образом депутаты смогут легко, в один клик, консультироваться у своих избирателей и получать их мнение по различным вопросам.
Мы планируем продавать eDemos как сервис (вот он - DDaaS!), грубо говоря по модели 1 евро за 1 избирателя в год (это условная цена, но она будет лежать где-то в этом порядке величин) и проводить неограниченное число голосований. Мы рассчитываем, что таким образом сможем удовлетворить реально существующую потребность властей маленького муниципалитета учитывать мнение горожан так часто, как бы им этого хотелось. В небольшом муниципалитете как правило нет высших политических соображений, которые заставляли бы власти идти вразрез с этим мнением. Власти зачастую на самом деле заинтересованы в том, чтобы учесть мнение горожан, но из-за недостатка технологий это не всегда получается сделать дешево: тот же муниципальный референдум оказывается сложным и дорогим мероприятием. Мы предлагаем очень легкий и недорогой способ - электронные голосования.
Вторая область применения платформы eDemos - разнообразные некоммерческие организации (НКО).
Для примера: в населенном пункте в Люксембурге, где я сейчас живу, на 8 тысяч жителей приходится 69 НКО. Это спортивные и музыкальные клубы, сообщества по интересам: от добровольной пожарной дружины до духовой капеллы. Все это зарегистрированные НКО с членскими взносами, получающие также муниципальные субсидии в размере 120 тысяч евро в год (это в 2 с лишним раза больше, чем тратит на поддержку НКО муниципальное образование "город Екатеринбург" с населением 1.4 млн человек). Конечно, организации постоянно сталкиваются с тем, что им надо решать разнообразные вопросы распределения членских взносов и субсидий: купить новую ударную установку или пошить концертные костюмы; установить призы на конкурсе местного шахматного клуба или нанять тренера для новой юношеской команды и т.д. Все эти вопросы можно будет решить не выходя из дома.
На уровень выше мы пока не замахиваемся, и вот почему: во-первых, на уровне муниципалитетов и НКО клиентов больше, чем на уровне регионов и политических партий. Во-вторых, сначала нам надо наработать авторитет и преодолеть барьер, связанный с недоверием к электронным голосованием. Однако в перспективе мы будем готовы работать и на более высоком уровне. В этом случае конкурентом уже будет являться государство, но и это не так страшно. Например, в передовой Эстонии, которая знаменита своими электронными голосованиями, - вот сюрприз! на парламентских выборах 2013 года в электронном виде проголосовало меньшая доля избирателей, чем на выборах 2011 года. То есть даже в самой продвинутой европейской стране граждане волей-неволей считают государство одним из участников процесса, потенциально заинтересованной стороной, и не очень ему доверяют. В этой ситуации вполне возможно, что сторонний сервис-провайдер, предоставляющий электронные голосования как услугу, окажется более доверенным контрагентом.