Приостановление регистрации "Народного альянса": что это означает, и что будет дальше

May 13, 2013 14:09


В прошлый понедельник, 6 мая, Министерство юстиции РФ объявило о приостановлении регистрации партии "Народный Альянс" пресс-релизом на своем сайте, а на следующий день, ближе к вечеру, мы получили на руки письмо, мотивирующее причины отказа. За выходные мы подробно разобрали претензии Минюста, и опубликовали полностью как сами претензии, так и наш разбор на официальном сайте партии. Почитайте, это поучительно.

О претензиях Минюста.
Если вам все-таки лень читать, то вот вам краткий обзор.
Претензии Минюста состоят из двух частей - 3 замечания к Уставу (несоответствие Устава партии требованиям ФЗ "О политических партиях) и 5 замечаний к оформлению комплекта документов, в том числе, одним из этих пунктов, 6 опечаток.
Здесь сразу надо отметить, что серьезными проблемами могут являться замечания к Уставу: чтобы их устранить, может понадобиться проведение нового съезда партии, и, вообще, несоответствие Устава партии федеральному закону может служить основанием для отказа в регистрации.
Что же касается оформительских замечаний и, тем более, опечаток, то все они легко устранимы - это просто "выигрыш времени" Минюстом. Я хочу еще раз напомнить: основная форма, которая сдается в Минюст, состоит из 252 страниц, а суммарно с приложениями мы сдали около 2000 страниц документации. Это - отличная поляна для того, чтобы играть в игру "найди опечатку", потому что (надеюсь) все прекрасно понимают - в истории человечества никогда еще не был и никогда не будет создан текст из 2000 страниц, опечаток не содержащий.
(Собственно говоря, лучше всего это доказывает сам Минюст: в тексте из всего одной странички, в объявлении о приостановлении регистрации, они сделали две опечатки, позже исправленных - дальневосточный политик Черепков у них пару дней побыл Черенковым, а наш Владимир Львович Ашурков превратился, внезапно, в Ашуркова А.С.).

Впрочем, и по оформительским ошибкам не все вышло "гладко": пару косяков они, действительно, выловили, а пару просто написали, видимо, для объема, внушительности и солидности - например, что у нас не указано в протоколах, что решения принимались тайным голосованием (хотя в протоколах это указано!) и, пожалуй, самая удивительная претензия, что в трех регионах "незаконно" были избраны в руководящие органы региональных отделений члены партии, не присутствовавшие на учредительных собраниях региональных отделений. При этом якобы "незаконность" такого действия ни из чего не следует; собственно, это не очень распространенная, но вполне нормальная практика. Как будто все избираемые члены какого-нибудь "Генсовета партии Единая Россия" присутствуют на своем избрании - а не сидят спокойно у себя дома в Майями. Ну, все подробности читайте, опять же, в разборе; нам скрывать нечего, там, где действительно у нас есть ошибка - мы это признаем, где ошибка у Минюста - аргументированно пишем и об этом. Так или иначе, на исправление этих ошибок и "ошибок" нужно лишь несколько часов.

Теперь вернемся к главному - к претензиям к Уставу. Тут аналогичная статистика - этих претензий три, из них две придуманы на ровном месте для объема. Минюст пишет, что в Уставе "не предусмотрен порядок внесения изменений в программу партии", и это прямая неправда, он там предусмотрен; Минюст пишет, что Устав предусматривает сдачу отчетности партии в "федеральный уполномоченный орган", а надо было писать "в ЦИК РФ", да вот только ЦИК РФ и является федеральным уполномоченным органом, и формулировка наша - стандартная, взята из Уставов большинства зарегистрированных партий, и нужна только для того, чтобы не менять Устав каждый раз, когда федеральный уполномоченный орган будет переназначаться.

Вообще надо понимать вот какую вещь: вот есть ФЗ "О политических партиях", и он многословно и досконально предписывает, каким образом партия должна функционировать. Руководящие органы должны так-то избираться и так-то ротироваться, региональные отделения должны так-то создаваться, документация должна так-то вестись... И 95% Устава любой политической партии - это выкопировка и адаптация соответствующих норм ФЗ, причем шаг влево и шаг вправо не допускаются. И лишь 5% Устава находятся за пределами этого малоосмысленного упражнения, и оставляют партии пространство для "творчества" и для того, чтобы чем-то и как-то отличаться друг от друга. Грубо говорят, сами выбрать структуру руководящих органов мы не можем (предписано ФЗ), а вот выбрать, как они будут называться мы можем - и должны это в Уставе прописать. И так далее.

Именно с этим и связана единственная реальная ошибка, которая есть у нас в Уставе: мы предусмотрели возможность распускать местное отделение решением регионального, и недоглядели, что этот момент тоже зарегулирован ФЗ, который разрешает ликвидацию местного отделения только решением федерального исполнительного органа партии. Почему мы это проглядели? Во-первых, потому что это уж очень логичная идея (дать право вышестоящему отделению ликвидировать нижестоящее), во-вторых - потому что такая норма содержится в Уставах очень многих как давно существующих политических партий (как пример - "Единая Россия" и КПРФ), так и многих свежезарегистрированных (как пример - "Альянс зеленых - Народная партия" и "За женщин России"). Мы, естественно, свой Устав не с нуля писали, а собирали из успешно прошедших регистрацию - вот и недоглядели.

В сухом остатке: у Минюста было только одно реальное основание для приостановления регистрации, причем это же основание позволяет немедленно отменить регистрацию политической партии "Единая Россия", например. Весь остальной текст Минюста - разлитая для солидности вода, демонстрирующая лишь избирательность подхода регистратора, обращающего разное внимание на партии-спойлеры и на реальные независимые политические силы.

Тем не менее, ввязываясь в эту игру, мы, конечно, понимали, что садимся играть с шулерами по их правилам, никакой паники из-за этого решения о приостановлении у нас нет. Закон отводит три месяца для исправления замечаний, ничего критичного в них нет, соответственно уже в июне мы сможем повторно представить документы на регистрацию, и в июле партия "Народный Альянс" будет существовать юридически.

Один юридический вопрос, который нам осталось решить, заключается вот в чем: нужно ли нам проводить новый съезд. Мы на учредительном съезде специальным решением делегировали Центральному совету партии право вносить в учредительные документы редакционную правку в случае получения замечаний из Минюста - именно для того, чтобы упростить доработку документов в случае решения о приостановлении регистрации; юристы считают, что все предложенные Минюстом правки вполне укладываются в понятие "редакционных". Но может быть мы все-таки решим не рисковать и проведем полноценный съезд для внесения изменения в Устав. Так или иначе - это уже все дело техники.

* * *

Что приостановление означает?
Еще раз скажу: приостановление - не отказ. Практическое следствие приостановления только в одном - "Народный Альянс" пролетает мимо ближайшего единого дня голосования, партия не сможет принять участие в выборах в сентябре 2013 года. (Чтобы иметь такое право, партия должна быть зарегистрирована вместе со всеми своими региональными отделениями до публикации решения о назначении выборов, которое в зависимости от региона, будет опубликовано в диапазоне 10-20 июня; мы делали все для того, чтобы уложиться в эти сроки, но теперь больше нет даже теоретических шансов).

Ну и еще раз продемонстрирована разница между духом и буквой закона. Смысл законодательства о политических партиях достаточно прост: "если группа людей хочет заниматься политикой, их не меньше 500 человек не меньше чем в 42 регионах, и они живые люди, разделяющие общие идеи и ценности - они вправе создать политическую партию". Есть какие-то сомнения в том, что у "Народного альянса" есть 500 живых сторонников в регионах? Думаю, даже у самого заядлого нашиста в этом сомнений нет. Но на практике все это превращается в странную игру "докажи, что ты можешь по хитрым правилам заполнить четыре коробки бумаги без юридических неточностей и опечаток" - и никакого отношения ни к наличию сторонников, ни к политическим ценностям, ни к поддержке избирателями она не имеет. Ну, примерно то же самое как на выборах хорошая идея "докажи, что тебя хоть кто-то поддерживает, чтобы быть не зря внесенным в бюллетень" превращается в "оформи подписи с соблюдением сотни шаманских процедур, но мы тебя все равно к выборам не допустим, если нам так будет угодно".
Самое забавное, что мы все к этому уже привыкли - и в истории со сбором подписей на выборах, и в истории с решением Минюста о приостановлении регистрации "Народного альянса" мне еще и приходилось успокаивать наших юристов, которые терзали себя в духе "ну как же мы это проглядели" и "надо было еще на тысячу раз вычитать".
Это - на самом деле яркое проявление стокгольмского синдрома, не более того. Глупо терзаться из-за того, что ты не смог выполнить заведомо невыполнимые требования террористов. Мы уже так привыкли к этому в России за последние годы, что просто забыли, что в цивилизованном мире правовая система работает иначе, и предметом рассмотрения в судах и государственных институтах является соблюдение не буквы, а духа закона.
Ладно, это мы все и так знали, ничего нового нам этот эпизод не дал - будем выправлять буквы.

Ну и отдельно отмечу сюжет с клоуном Митволем: как только стало известно о приостановлении регистрации "Народного Альянса", Митволь разразился публичными заявлениями о том, что это - его "заслуга". Мол, вот он оспорил право "Народного Альянса" так называться, и вот у него в руках письмо из Минюста, где Минюст с ним соглашается. Зачем надо было вот так вот очевидно и проверяемо врать - непонятно. Ведь уже на следующий день ответ из Минюста получили мы - и там нет ни слова о проблемах с названием. Короче говоря: встретил Митволя? плюнь в Митволя! Этот человек - патологический лжец (если вдруг еще кто раньше этого не понял).

* * *

Что будет дальше?
"Народный альянс" - реально существующая политическая партия вне зависимости от позиции Минюста. У нас есть активисты и сторонники, мы чувствуем их постоянную поддержку и интерес к партии, и очень за это благодарны. Мы пройдем до конца ту бюрократическую историю, в которую мы ввязались, даже если это потребует проведения еще одного (или даже не одного) федерального съезда и т.п.

Наша ближайшая политическая цель предельно ясна: Мосгордума'14.
Мы не собираемся размывать силы и участвовать в мелких выборах, которые потребуют кучи ресурсов без понимания того, как это реально может повлиять на политическую ситуацию в стране. Наша формула политического успеха, в конечном счете, проста - "участвовать в тех и только тех выборах, которые реально можно выиграть".

Партия жива и реально существует, мы собираемся вам это доказать в ближайшее время несколькими конкретными партийными проектами - следите за новостями!

Бонус-треки:
хороший материал "по горячим следам" от Газеты.Ру
развернутые мысли по этому же вопросу в блоге у Федора Крашенинникова.

Народный альянс

Previous post Next post
Up