Продолжаю читать вопросы, продолжаю отвечать ответы.
Что будет, если на выборы в координационный совет выдвинется Василий Якеменко? Света Курицына? Максим "Тесак" Марцинкевич? Владимир Путин?
Ничего не будет: выдвинется и примет участие в выборах. А в чем проблема-то?
Но ведь просто набегут стада ботов или просто нашистов, и эти люди изберутся?
Ну и посмотрим. Мой личный опыт говорит о том, что никаких толп нашистов просто не существует. В том-то и дело, что в анонимном интернете несколько десятков человек, вооруженных сетками ботов, могут легко создавать шум и "эффект присутствия" на весь Рунет. Но как они покажут себя на выборах, на которых будет строго соблюдаться принцип "1 человек - 1 голос"? А если их действительно много, то, во-первых, пусть избирают кого хотят, а, во-вторых, что ж - это будет отличным стимулом к тому, чтобы оппозиционно настроенные участники выборов проявили максимальную активность в привлечению к участию в выборах своих сторонников.
Какова будет легитимность избранного координационного совета? Ведь в голосовании заведомо примет участие лишь небольшая доля российских избирателей?
Очень сложно сказать, сколько именно избирателей примет участие - во многом, это зависит от активности и успешности пропагандистской кампании, и от того, насколько простыми (и в то же время защищенными) мы сможем сделать процедуры регистрации избирателей. Тем не менее, даже 100 тысяч избирателей, должным образом проверенных и аутентифицированных - это гораздо более репрезентативная выборка, чем любой социологический опрос.
Но лично я очень верю, что избирателей будет значительно больше. Все-таки, проголосовать на выборах - это легче, чем сходить на митинг. Кроме того, все участники выборов будут заинтересованы в том, чтобы максимально мобилизовать своих сторонников, и это тоже должно увеличить количество голосующих избирателей.
Что же касается легитимности, то этот термин сплошь и рядом трактуется абсолютно неверно. Легитимность - это согласие избирателей с тем, что избранный ими представительный орган вправе принимать те или иные решения от их имени. Поэтому, каким бы ни было число голосующих (хоть 50 тысяч, хоть 50 миллионов), избранный координационный совет будет легитимен в их глазах - не больше, и не меньше.
Каков политический смысл происходящего? Чем займется избранный Координационный совет?
Этот вопрос задают мне чуть ли не чаще всего, но именно этот вопрос приходится явно не по адресу. Оргкомитет протестных действий поручил мне организовать эти выборы - я согласился. Технических вопросов выше крыши; впервые предстоит организовать крупные выборы параллельно в интернете и в оффлайне, и сделать это на высоком технологическом уровне и в крайне сжатые сроки. Поэтому политические вопросы я с радостью переадресую оргкомитету. Зачем оргкомитет решил создавать Координационный совет? Спросите у оргкомитета. И не исключено, что у каждого из членов оргкомитета вы получите свой ответ: кто-то хочет, чтобы КС стал "теневым парламентом" (то есть обсуждал бы и принимал бы альтернативные законопроекты), кто-то считает, что этот орган должен будет сконцентрироваться на организации и координации протестных действий, для кого-то - все это прежде всего история о ранжировании оппозиционных лидеров по статусу, а для кого-то - праймериз, проба сил перед "настоящими" выборами. Так или иначе, политики смогли договориться о том, что такой орган возникнет, и это уже очень круто, что они смогли об этом договориться. Ну а каким политическим смыслом наполнится его работа - это будет зависеть и от самого Координационного совета, и от политической ситуации в стране.
Вместе с тем, у истории с выборами есть еще и собственный политический смысл. "За честные выборы" - это был главный лозунг зимой. Но какие выборы - честные? Как мы их себе видим? Если мы сможем это продемонстрировать, провести действительно эталонные выборы - это будет очень круто и показательно.
Как вы собираетесь обеспечивать работу с персональными данными? Не боитесь, что вас привлекут к ответственности?
В условиях ограниченного времени, мы решили прибегнуть к единственно возможной абсолютно надежной технологии работы с персональными данными - не хранить и не обрабатывать их вовсе. Иначе, и правда, хлопот не оберешься. Сделать это не так уж и сложно. Например, оффлайновую процедуру регистрации избирателей мы видим себе примерно следующим образом - избиратель приходит в РВК, показывает паспорт, мы записываем себе в таблицу регистрации избирателей
хэш его паспортных данных, и ему тоже этот хэш сообщаем. Вот и все: ничего нам хранить не надо, но при этом выдать бюллетень, когда избиратель придет на участок, мы можем легко и смело.
Как вы обеспечите, чтобы списки избирателей не попали в лапы кровавого режима?
См. выше - у нас не будет никаких открытых списков избирателей. Хотя честь по чести, мне очень трудно понять людей, которые хотят участвовать в мероприятиях типа выборов в координационный совет и при этом боятся об этом вслух сказать.
Мы хотим создать региональную выборную комиссию в Н-ске - как это сделать?
Напишите письмо: lv@leonidvolkov.ru - это облегчит нам работу. Тем не менее, когда 15 августа заработает сайт ЦВК, там будут опубликованы формальные документы по созданию РВК, и мы в любом случае будем проверять вас на соответствие этим требованиям, и заранее отправленная заявка не создаст никаких преимуществ. Но нам было бы очень удобно заранее представлять себе, где и в каких регионах и сколько у нас есть желающих.
Откуда взялись эти идеологические "курии"? Почему их список такой, а не иной; почему нет, например, курии экологов? Не получается ли так, что кандидаты от курий получают определенные преференции?
Это, опять же, политический вопрос, и лежит он за рамками работы ЦВК. Так сложилась работа оргкомитета. Мне кажетя, что принятый порядок голосования никого не дискриминирует - ведь к участию в выборах по основному, "общегражданскому" списку будут допущены все желающие.
Как мне кажется, и говорить о каких-либо преференциях не приходится. Кандидат может быть только в одном списке - либо в общегражданской части, либо в списке одной из курий - и еще неясно, где окажется выше конкуренция. На последнем заседании оргкомитета курии решили, что в их списках будет не менее 10 кандидатов, то есть конкурс будет не менее, чем 2 кандидата на место - а ведь еще не факт, что по "общегражданскому" списку наберется 60 кандидатов.
Короче говоря, поживем-увидим.
И некоторые дополнительные материалы по теме.
Программа "Точка" вчера на федеральном "Эхе" - с Александром Плющевым и Ильей Файбисовичем говорим о выбора координационного совета.
И публикую окончательный состав Центрального выборного комитета:
Председатель ЦВК - Леонид Волков
Представители "идеологических курий"
от левых сил - Александр Иванов
от либералов - Елизавета Приходина
от националистов - Елена Денежкина
Представители организаций по наблюдению за выборами
от ГОЛОСа - Григорий Мелконъянц
от Гражданина Наблюдателя - Юлия Дрогова
от СОНАРа - Василий Вайсенберг
Эксперты
Антон Носик,
Илья Сегалович, Валентин Преображенский (основатель
проекта Votepoller), Максим Осовский (член правления Фонда развития электронной демократии, в прошлом - начальник отдела развития избирательных технологий ГУ РЦОИТ ЦИК РФ)