Это - продолжение поста
"Что делать избирателю 4 марта?".
... Теперь хочу сказать несколько слов о специфике работы наблюдателя на невыборах. (На выборах-то мы привыкли работать, опыт есть - но тут ведь совсем другая история!). На выборах мы делаем, в общем-то, две вещи - во-первых, фиксируем (а по возможности и пресекаем) те ситуации, когда конкуренция выходит за рамки правового поля, и, во-вторых. собираем независимые, достоверные сведения для статистического анализа результатов выборов. Это позволяет нам лучше понимать механику работы комиссии, уязвимые места избирательного законодательства, оценивать масштаб фальсификаций и эффект от работы общественных наблюдателей.
Задам странный вопрос: а зачем, собственно? Зачем мы раз за разом тратим время, чтобы выявить эти нарушения, чтобы больше узнать, какие комиссии работают плохо, а какие хорошо, чтобы наловчиться распознавать карусели и вбросы? Я вот всегда на обучении наблюдателей (особенно, если это было обучение перед каким-нибудь малозначительным событием типа довыборов в Гордуму) говорил: "Мы копим опыт, который обязательно нам пригодится на будущее. Чем больше мы знаем, тем эффективнее сможем бороться за прозрачные и честные выборы". Ну так вот, дорогие друзья, это будущее наступило! Именно к этому моменту мы шли, и к этому дню мы готовились. Куда еще дальше копить опыт, куда мы его потом денем?
Так что, считаю, нам надо принципиально изменить привычные подходы к общественному наблюдению. Раньше мы направляли наблюдателей на удобные для них участки около дома, или еще, часто, работали по случайным статистическим выборкам для параллельного подсчета голосов и сравнения результатов между теми участками, которые закрыты наблюдателями и не закрыты. Все это 4 марта утрачивает актуальность!
Потерянный ночью на улице кошелек надо искать не под фонарем, где светло, а там, где потеряли.
Об этом уже отлично написал Алексей Навальный, но я хочу повторить эту очень важную мысль:
Мы должны постараться адресно по максимуму закрыть именно те участки, на которых 4 декабря было все плохо. Благо, вся картинка у нас как на ладони, все статистические аномалии прекрасно известны и изучены. Если в одном дворе на одном участке ЕР набрала 20%, а на другом 70% - не надо направлять наблюдателя туда и сюда, лучше направить двоих туда, где было 70%. С этой же целью
мы организуем наблюдательские десанты в
Мордовию и
Башкирию; в комментах подсказали еще более близкую цель, где 4 декабря был подлинный АДЪ -
Магнитогорск. И внутри Свердловской области такие места есть. И внутри ваших регионов, дорогие читатели, даже если конкретно на вашем участке все было зашибись.
После декабрьских протестов в наблюдение пришло очень много новичков, и наша задача сделать так, чтобы 4 марта они прошли настоящую школу жизни. Для этого нам надо отправить их на те избирательные участки, где 4 декабря было всё очень плохо, потому что это абсолютная ситуация win-win.
Ведь возможны всего три исхода.
1. Из-за присутствия наблюдателей, результаты Путина на таком участке оказываются сильно хуже, чем результаты ЕР 4 декабря. Наблюдатель победил! Он заражен очень важным и классным вирусом успеха, сопричастности к реальному делу - он видит, что лично спас 1-2 тысячи голосов, из 95% сделал 40% одним фактом своего присутствия на участке. Это очень круто.
2. Фальсификаторы продолжают свою работу - и у нас в руках отличный и подробный видеоролик, и сам наблюдатель уже никогда больше не будет думать что, может быть, "никаких массовых нарушений 4 декабря и не было". Количество доказанных нарушений возрастает в разы в сравнении с 4.12, и это все пригодится и для активизации гражданских протестов, и для будущего суда над жуликами и ворами.
3. Наблюдателям дадут легкого пинка под зад и удалят с участков. Ну, что ж, тоже вариант: опять же, человек на своей шкуре столкнется с работой системы, избавится от каких-то иллюзий. Это очень полезно, после того, как человек проходит такую школу, из него уже можно гвозди делать (и не будет в мире крепче).
В любой из этих ситуаций вечером 4 марта, всего за один день, из новичка-наблюдателя, которому просто было интересно посмотреть, как все происходит, получается многое узнавший и понявший, уверенный в себе гражданин.
Соответственно, основной задачей тех, кто давно уже занимается организацией наблюдения на выборах во всех регионах, является следующее: принять всех людей, которые хотят стать наблюдателями, изыскать возможность их обучить и по максимуму подобрать для всех интересные (то есть проблемные) участки. Именно тогда наблюдение 4 марта окажется наиболее эффективным. Именно тогда мы сможем увидеть и доказать реальный масштаб фальсификаций.