Пока в каникулы болел, занимался небольшими исследованиями с использованием "современных интернет-технологий". Исследования эти были вдохновлены вот
этим декабрьским постом Эдуарда Журавлева, который рассказывает об изобретениях, сделанных в свое время губернатором Свердловской области Александром Сергеевичем Мишариным. В завершение своей краткой справки Эдуард пишет: "Интересно бы пробить по ЕГРЮЛ все эти конторы". Вот я и пробил, когда время свободное было, ну и еще поискал немного. (Вообще, конечно, удивительно. Те схемы, которые использовались героями поста около 10 лет тому назад были, по всей видимости, типовыми и очень распространенными. Им, видимо, просто не приходило в голову, какое количество разного рода баз данных приобретет открытый статус и станет доступно через Интернет со временем. А может быть, им просто было пофиг).
Далее в этом посте я изложу только факты. Все эти факты проверяемы по публичным источникам, все ссылки даны (а скриншоты, на всякий случай, сохранены). Только в конце будет немножечко выводов - самая малость - но выводы будут такими, которые из этих фактов сможет сделать любой.
Факт 1. С 1995 года госслужащим в России
запрещено иметь какие-либо доходы, помимо зарплаты. Исключение делается только для «научной, педагогической и иной творческой деятельности» (ст. 11 цитированного закона). Продажа патентов на изобретения - один из способов извлечения доходов от научной деятельности.
Факт 2. В
БД РосПатента (надо войти в раздел "Информационные ресурсы - Информационно-поисковая система", и залогиниться как guest:guest) зарегистрировано 7 изобретений, сделанных А.С.Мишариным, причем все они сделаны в период с 1998 по 2002 год (одно - в 2004 году, но заявка подана в 2000 году). До 1998 года, равно как и после 2002 года, А.С.Мишарин ничего не изобретал.
(На этой картинке - шесть изобретений из семи, так как в карточке седьмого не заполнено поле "Заявитель". Отсечение по заявителю сделано, чтобы в результаты поиска не попадали однофамильцы).
Факт 3. Все изобретения А.С.Мишарина успешно коммерциализированы - патенты на них проданы (или переданы) тем или иным коммерческим фирмам. Другими словами, уровень коммерциализации изобретений А.С.Мишарина составляет 100%, при среднероссийском уровне по разным данным
от 0.5% до 3% изобретений.
Факт 4. В этот период, с 1998 по 2002 год,
А.С.Мишарин был госслужащим, заместителем (а сначала первым заместителем) министра путей сообщений РФ. До 1998 года, а также в течении длительного времени после 2002 года он госслужащим не был.
Факт 5. Патенты семь изобретений А.С.Мишарина переданы трем разным фирмам:
• ЗАО Совместное Российско-Американское Предприятие «УралТранс» (ЗАО СП УралТранс), г. Челябинск;
• Promising Future Corporation, штат Делавэр, США;
• ЗАО «УралТранс», зарегистрированное по адресу респ.Калмыкия, г.Элиста, ул.Ленина 249, оф.505.
Факт 6. Учредителями ЗАО СП УралТранс были три компании в равных долях по 33%:
• ОАО «Российские Железные Дороги» (как правопреемник ЮУЖД)
• Promising Future Corporation, штат Делавэр
•
ЗАО «КабельКомплект», зарегистрированное по адресу респ.Калмыкия, г.Элиста, ул.Ленина 249, оф.505
Пруфлинки:
годовой отчет ОАО "РЖД" (искать по строке Uraltrans), а также
реестр инновационных предприятий (искать по строке Уралтранс).
Факт 7. Штат Делавэр - это внутренний оффшор в США.
Корпорация Promising Future исключена из реестра юридических лиц штата в 2001 году, хозяйственной деятельности не вела, за последний налоговый период уплатила налог в сумме $174 (данные содержатся в выписке из корпоративного реестра штата Делавэр). Другими словами, никакой корпорации не было, а ее участие как учредителя СП и обладателя патентов нужно было для самого факта создания российско-американского СП, что, по всей видимости,
обеспечивало какие-то льготы или преференции в конце 90-х.
Факт 8. В указанное время, республика Калмыкия была внутренним оффшором на территории РФ, а адрес «Элиста, ул. Ленина 249, оф. 505» -
одним из самых популярных адресов массовой регистрации в России. (Фактически, в этом здании находится администрация г.Элисты, по документам же - огромное количество нефтяных, транспортных и горнодобывающих компаний. Использование калмыцких оффшоров в схемах налоговой оптимизации было одной из составляющих обвинений в первом процессе Ходорковского-Лебедева).
Факт 9. Руководителями ЗАО СП «УралТранс» были
высокопоставленные железнодорожные функционеры, такие как председатель Совета директоров ЗАО СП «Уралтранс»
Быков Андрей Валерьянович, член совета директоров
Родоманченко Михаил Георгиевич и другие.
Факт 10. Соавторами большинства патентов Мишарина (
например, этого) являются два человека:
А.П.Мезенцев и А.В.Андреев.
Факт 11. В те годы Андреев Андрей Витальевич был
генеральным директором ЗАО СП «УралТранс».
Факт 12. В 2005 году
Андреев был арестован за
невыплату зарплаты сотрудникам УралТранса, однако вышел из СИЗО свободным человеком -
суд приговорил его к штрафу в размере 80 тысяч рублей.
Факт 13. Ныне А.В.Андреев руководит
ГУП Московский вагоноремонтный завод им. Войтовича.
Факт 14. Когда Александр Сергеевич Мишарин перестал быть высокопоставленным чиновником МПС, дела ЗАО СП УралТранс пошли резко под гору. В 2004 году в отношении ЗАО СП УралТранс была запущена процедура банкротства, в 2005
была отозвана лицензия на Султановское месторождение, в 2006 году предприятие прекратило существование (данные ЕГРЮЛ). Всего за три года до того на нем работало более 600 сотрудников.
Краткое резюме вышеизложенного.
Поступив на госслужбу в качестве первого заместителя министра путей сообщений, А.С.Мишарин внезапно почувствовал тягу и талант к изобретениям. Эти изобретения он делал совместно с Андреевым, директором завода, изготавливавшего биметаллические провода, и продававшего их железной дороге. Соучредителями завода были структуры железной дороги и оффшорные компании. Все эти компании становились (на неизвестных условиях) владельцами патентов. Кто контролировал оффшорные компании - неизвестно, однако аффилированность с ними Мишарина и Андреева несомненна. Если предположить, что патенты передавались или продавались оффшорным компаниям затем, чтобы они вносили их как свой вклад в уставной капитал основного предприятия, то это значит, что сам завод УралТранс, крупный поставщик РЖД, был подконтролен Мишарину. Вскоре после ухода Мишарина из МПС и потери им лоббистских возможностей, ЗАО СП УралТранс стремительно прекращает свое существование, более 600 человек остаются без работы, а Андреев попадает в СИЗО. Впрочем, в настоящее время у всех героев сюжета все в порядке по жизни.
Некоторые предположения.
Собранные факты позволяют сделать некоторые предположения.
1. Можно предположить, что А.С.Мишарин, будучи госслужащим, и не имея права заниматься коммерческой деятельностью, тем не менее фактически контролировал завод УралТранс, который поставлял для нужд железной дороги элементы контактной сети - провода, опоры и т.д.
2. Можно предположить, что изобретательская деятельность А.С.Мишарина носила фиктивный характер, и использовалась как прикрытие для легализации доходов, извлекаемых из деятельности предприятия УралТранс.
Мне кажется, что этот сюжет еще далеко не исчерпан, и по нему можно двигаться дальше. В частности, хотелось бы повстречаться с реальными сотрудниками УралТранса - все-таки, десять лет тому назад это был приличных размеров завод, не могли же сотни людей бесследно пропасть? Возможно, вы сами, или через знакомых, можете найти кого-то, кто имел отношение к этому предприятию, и готов поделиться воспоминаниями о специфике его работы.
Ну и еще. Зачем все это? Сразу скажу, что вряд ли тут можно пытаться добиваться возбуждения каких-то уголовных дел: все концы спрятаны в оффшоры, да и сроки давности вышли или выходят. Все это маленькое исследование предпринято только из любопытства - хочется лучше понимать своих оппонентов, знать, что за люди такие сейчас у руля в Свердловской области. На самом деле, на фоне делишек имени дачного кооператива "Озеро", этот маленький карманный свечной заводик местного железнодорожного начальства не выглядит чем-то уж прямо вопиющим. Ну так и масштаб личности не тот - это не Вова Путин и не Берни Медофф, это, скорее, голубой воришка Альхен.