Дом Мельникова

Aug 21, 2014 16:44



В Кривоарбатском переулке меня всегда волнует странный особняк под номером 10. Волшебная тяга присутствует в нем.

Два туманных цилиндра полуутоплены друг в друга. Будто двое влюбленных стоят, обнявшись, во дворе, заслоненные от мира многоэтажными громадами. Она обнимает его со спины, положив голову на его плечо. Они, оцепенело прижавшись, рассматривают прохожих.



Это архитектурное стихотворение из двух слившихся строф. Над ним, как и над всякими стихами, печатным шрифтом стоит имя автора: «Константин Мельников, архитектор».

Изо всех зодчих он один, наверное, поэт в чистом виде. Он создал это стихотворение и, как поэт, жил в нем.

В плане дом составляют два переплетенных венчальных кольца, два «О», ну, прямо эмблема свадебного авто. Это всенародное объяснение автора в любви своей красавице, Анне Гавриловне, пожизненной подруге создателя.

Это слова Андрея Андреевича Вознесенского из его книги «На виртуальном ветру».



Если свернуть в ближайшую подворотню, за покосившимся деревянным забором, можно увидеть и другую сторону дома.



А это, судя по всему, макет дома. Уж не Мельниковский?! Идея круглого дома заключалась в следующем, при равной площади длина квадрата всегда больше, чем длина окружности. Стены кирпичные, шаг кладки шел со сдвигом, благодаря этому, в стене образовалось 124 ромбовидных проема. Часть проемов была потом заложена битым кирпичем и строительным мусором, а оставшиеся проемы использовались как окна и ниши. По воспоминаниям современников, со стройки не было вывезено ни грамма мусора.

Заканчиваю уже стихами Андрея Андреевича Вознесенского «Старый особняк».

Душа стремится к консерватизму -
     вернемся к Мельникову Константину,
     двое любовников кривоарбатских
     двойною башенкой слились в объятьях.
     Плащом покрытые ромбовидным,
     не реагируя на брань обидную,
     застыньте, лунные, останьтесь, двое,
     особняком от людского воя.
     Как он любил вас, Анна Гавриловна!
     И только летчики замечали,
     что стены круглые говорили,
     сливаясь кольцами обручальными.
     Не архитекторы прием скопируют,
     а эта парочка современников -
     пришли по пушкинской тропе ампирной
     и обнимаются `a lа Мельников.





Портрет Анны Гавриловны Мельниковой. 1912 год.

арбат, конструктивизм, андрей вознесенский, окололитературное, константин мельников

Previous post Next post
Up